Распознать призвание – это значит открыть оптимальный путь своей жизни, уготованный человеку Богом, любящим его. Вот почему труд распознания своего призвания необычайно важен и является фундаментом счастья каждого человека.
У каждого призвания есть личностное измерение. Как говорит само слово, речь идёт о связи между Тем, кто зовёт, и тем, кому адресован призыв. Призывает сам Бог, а адресат его призвания – конкретный человек, который в своей свободе может ответить на Божий призыв, принимая дар призвания, или же отвергнуть его. Это значит, что призвание является личностной связью между Богом и человеком.
Чтобы распознать, призывает ли Бог человека, необходимо признать исходную истину о милосердной любви Бога к человеку, сотворённому по Его образу и подобию. Из любви к человеку Бог не только создал его, давая каждому бессмертную душу, а также – как добрый Отец – избрал для него наилучший путь к достижению счастья и смысла жизни, каковым является соединение с Ним в любви. Одним из таких путей и является монашеская жизнь для тех, кто призван именно к ней.
Голос призвания мы распознаём прежде всего в святилище своей души, где Бог говорит с нами в тихих вдохновениях. В молитве, спрашивая о Его воле касательно главнейшего направления нашей жизни, мы ожидаем Его ответа. Мы исследуем также и собственные стремления, увлечения и способности, поскольку они тоже в некоторой степени указывают на наше призвание, являясь своеобразным «снаряжением», которое делает нас способными идти по пути конкретного призвания.
В процессе распознавания мы должны использовать опыт и знания людей, которым доверяем (священников, родителей, богопосвящённых людей…), а также умело расшифровывать «знаки времени», появляющиеся в нашей реальности, на которые мы не имеем влияния. Например, серьёзная болезнь является знаком, что мы не призваны к данной конгрегации, поскольку не будем в состоянии выполнять обязанности, связанные с этим призванием.
Истинность призвания окончательно подтверждается Церковью, авторитетом настоятелей, воспитателей и монашеской общины. В этом распознавании принимаются во внимание мотивация, полная свобода (внешняя и внутренняя), зрелость и соответствующие способности, характерные для богопосвящённой жизни и харизмы конгрегации.
Открыть призвание своей жизни – это значит открыть в то же время и харизму, определяющую апостольские задания и колорит духовности.
Распознавание призваний
Молодёжь часто начинает распознавание призвания с того, что собирает как можно больше разной информации о монашеских общинах. Расспрашивают о точном распорядке дня, о покрое хабита, царящих обычаях и о том, «что можно и чего нельзя». По мере того как информация накапливается, молодые люди пытаются подгонять себя под конкретные формы, словно под новое платье, и строят планы о возможности такой жизни, которая временами кажется им граничащей с чудом. Однако выбор определённой формы монашеской жизни не имеет ничего общего с «гардеробной». И хотя сбор информации о конкретном ордене или конгрегации на данном этапе весьма полезен и даже необходим, то всё равно не это является отправной точкой в распознавании своего призвания.
Внутрь
Распознавание ведёт нас внутрь себя самих, ко встрече с Богом в глубинах собственной жизни. Что это означает в действительности? Итак, у каждого из нас есть своя история жизни. Каждый наш день, минута за минутой, – это страница, на которой Божье действие было непрерывным. В силу этого именно прошлое, хотя оно и является уже пройденным путём, составляет источник прочтения Божьего зова для ищущего. Следовательно, первый этап распознания звучит тихо, но решительно: остановись! Сядь рядом с Богом у колодца своей жизни, и, подобно самаритянке, прими приглашение к диалогу – о Нём самом и о тебе. Здесь необходимо считаться с фактом, что колодец глубок, а черпак – в нашей руке.
Этот первый этап кажется простым, но на самом деле часто вызывает определённое сопротивление и может дезориентировать, а иногда и вызывать ощущение бессмысленности происходящего: зачем копаться в том, что уже прошло? Однако тайна сердца скрывает в себе ответ о дальнейшем пути. Выбор направления «внутрь» позволяет встать перед лицом истины о нас самих, о наших стремлениях и ожиданиях, о неосознанных мотивациях. Остановка и тишина дают возможность проявиться тому, что в нас есть хрупкого, слабого, болезненного, но также и прекрасного в своей ранимости. Если мы отворим дверь для этой первой встречи с Богом «у колодца» – то можем оказаться в полном изумлении от богатства, скрытого в нас самих. Пространство распозна- вания здесь начинает расширяться. Распознавание развивается, не только опираясь на сильные, видимые стороны нашей личности, но и начинает охватывать все её аспекты – как духовную сферу, так и психологическую. Распознание следует в таком направлении, чтобы человек, со всеми своими поражениями и победами, болью и радостью, предстал перед Богом и открылся Его дару.
Дар, который у меня уже есть
Учитывая глубину колодца, которым является наша жизнь, и хрупкость сосуда для зачёрпывания из глубин, распознавание требует времени и терпеливости, определённой деликатной тишины, чтобы разглядеть жемчужины – особые знаки, делающие нас неповторимыми людьми с особой склонностью к Богу, к Его чертам, удивительным и чудесным образом притягивающим нас. Здесь мне хотелось бы вкратце упомянуть о харизме монашеских общин. Чаще всего эти харизмы определяются делами, которыми занимается та или иная община, и это отчасти понятно. Однако харизмой является нечто гораздо более глубокое. Она исходит из сердец членов конкретной общины, которые, особенно сильно пережив какую-либо истину о Боге, стремятся жить этой истиной и делиться ею с миром, следовать Христу в каком-либо особенном аспекте Его жизни и миссии. Именно поэтому взгляд в глубину своего сердца словно бы должен сказать, что же Бог говорит о себе и обо мне в моей истории жизни. Что меня особенно восхищает в Боге и что является той Благой Вестью, которую я неустанно несу в себе? Что же наполняло – и минута за минутой продолжает наполнять – моё дальнейшее существование и очевидным образом, не вызывающим сомнений, пробивается даже сквозь слёзы, наделяя меня счастьем настолько огромным, что я не в состоянии удержать его для одного только себя? При таком подходе выбор жизненного пути будет не «подстраиванием» под внешние «что можно и чего нельзя», но охотным ответом, включающим в себя также открытость на риск и возможные трудности.
Не в одиночку
Диалог с Богом у колодца вёл самаритянку к конфронтации с её собственной жизнью. Она пришла набрать воды словно бы инкогнито, потом же бежала в сторону Самарии, полностью осознавая, кем она является: «Он рассказал мне всё, что я сделала». Познание истины наполнило её миром и даже радостью, хотя и не было для неё лёгким. Неужели она раньше не знала этой правды о себе? Скорее всего, знала. Может быть, озвучивала её во внутренних диалогах с самой собой, но не умела извлечь этого наружу. Она словно бы ждала ушей, которые захотят её выслушать, и глаз, которые её примут, если она выскажет эту правду. И Господь принял её.
Распознавание наших призваний неуклонно ведёт к полной конфронтации с истиной. Поэтому, ступая на путь распознания, важно попросить, чтобы тебя сопровождал тот, кто знает пути духовной жизни. Речь идёт о духовном руководстве. В этом случае распознающий не рискует впасть в некий субъективизм и может с большей отвагой встречать трудности жизни. Необходимо постоянно иметь в виду то, что колодец глубок, – а значит, уныние и разочарование придут не однажды. В конце концов, некоторой тайной является также и то, что именно находится в колодце.
Здесь и сейчас
Распознавание призваний происходит в пространстве обычной повседневности. Обязанности, которые несёт с собой жизнь, становятся одновременно и проверкой осуществляемого выбора. Школа, дальнейшая учёба, работа неизменно поглощают большую часть энергии. Но духовная жизнь требует среди всего этого минут тишины, пребывания с Богом наедине. И к этому следует проявить должное внимание, ибо таков и есть, собственно, путь любви.
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs