Мать Тереза
Ева из князей Сулковских
графиня Потоцкая
(1814 — 1881)
Основательница Конгрегации
Она родилась 22 октября 1814 в Варшаве, была третьим ребенком из пятерых детей князя Антония Павла Сулковского и Евы Кицкой. При крещении получила имя Ева. После смерти матери оставалась в Рыдзыне, в замке, на попечении отца, который заботился, чтобы дети были воспитаны и образованы, как надлежит христианам и патриотам. В 1838 году Ева вышла замуж за графа Владислава Потоцкого, из Хшонстова около Ченстоховы. Брак был бездетным, и после смерти мужа Ева Потоцкая стала подумывать о том, чтобы полностью посвятить себя Богу и учредить благотворительную организацию. По совету своего духовника, о. Зигмунта Голиана, вместе с двумя подругами она проехала в Лаваль, во Францию. Они собирались под руководством м.Терезы Рондо ознакомиться с тем, как именно следует организовать помощь морально опустившимся девушкам и женщинам. Отбыв сокращённое для неё время послушничества, во время обряда пострижения Ева Потоцкая получила монашеское имя Тереза. Из Лаваля она везла с собой полученный опыт – а также правила, чтобы в Польше, в новой, но независимой монашеской институции сохранился изначальный стиль жизни сестёр и их апостольского труда. Вернувшись в страну, м.Потоцкая ответила на приглашение архиепископа Зигмунта Щенсного-Фелинского и приняла под покровительство дом «Приют» в Варшаве по ул. Житней. Это учреждение было освящено 1 ноября 1862 года, и названная дата стала точкой отсчёта для деятельности Конгрегации Сестёр Божией Матери Милосердия в Польше.
В 1868 году м.Потоцкая открыла Дом в Кракове. В 1878 году она приняла предложение Конгрегации из Лаваля – объединить две монашеские семьи, чтобы Апостольский Престол утвердил Конгрегацию. После того как декрет, одобряющий новую монашескую общину, был получен, м.Потоцкая управляла польскими Домами как викарная настоятельница, подчинённая Генеральной настоятельнице в Лавале. Умерла после продолжительной болезни, 6 июля 1881 года, в Вилянове (сегодня это микрорайон в Варшаве), и похоронена в гробнице Конгрегации на столичных Повонзках.
1. Семья князей Сулковских
Мать Тереза Потоцкая родилась в семье князей Сулковских. Её отец, князь Антоний Павел Сулковский (1785-1836), был сыном Антония и Каролины, чешской графини рода Бубна-Литтиц. Он получил солидное образование в Рыцарской школе в Варшаве и в Геттингенском университете в Германии. Окончив университет, князь вернулся в Рыдзын управлять родовым имением. В 22 года женился на Еве Каролине Кицкой (1786-1824).
Его жена воспитывалась при дворе в Варшаве, в Королевском замке, где её отец, Онуфрий Кицкий, был верным камергером последнего польского короля Станислава Августа II Понятовского, а затем и его племянника, князя Юзефа Понятовского. Ева Каролина отличалась добрым сердцем, вежливостью, мягкостью, тактом и спокойным характером.
Свадьба Антония Павла Сулковского и Евы Каролины Кицкой состоялась 14 января 1808 года в церкви Святого Креста в Варшаве. Спустя несколько месяцев князь поступил на действительную военную службу. В 1808-1815 годах многие поляки воевали в армии Наполеона, надеясь вернуть независимость польского народа. Принял участие в военных действиях и князь Антоний Павел: сперва как полковник пехоты Варшавского княжества, затем как бригадный генерал и адъютант Александра I, правителя Польского Королевства. Поэтому первые десять лет брака он часто пребывал вдалеке от семьи. Во время отсутствия князя его жена оставалась на попечении своих родителей во дворце Браницких в Варшаве. Именно там родились четыре дочери Антония Павла и Евы Каролины. В 1811 году появилась Таида Каролина, год спустя – Хелена Каролина. Третий ребёнок, любимое дитя Антония Павла – впоследствии мать Тереза Потоцкая, – родился 22 октября 1814 года. Уже через три дня девочку крестили в церкви Святого Креста в Варшаве, где она получила имя своей матери – Ева Каролина. Четвертая дочь, Тереза Каролина, родилась в 1815 году. В 1818 году генерал Антоний Павел оставил армию и поселился с семьёй в замке в Рыдзыне. Там в 1820 году появился на свет Август (Густлик), единственный сын Евы Каролины и Антония Павла.
2. Детство и юность
Родители окружили своих детей огромной любовью, воспитывая их в атмосфере взаимного уважения и семейной гармонии. Маленькая Ева была любимицей отца. В письме к жене Антоний Павел писал: У Евочки вся твоя душа, поэтому в моём сердце она занимает особое место. Он с радостью проводил много времени со своей маленькой, а потом и подрастающей Принцессой. Даже посвящал её в некоторые деловые вопросы, видя в ней зрелость большую, чем у её сестер и брата. Князь возлагал значительные надежды на будущее дочери, о чём упоминал в письме к жене: Она будет нашей отрадой. Ева была во многом похожа на своего отца, но больше всего в ней отразились его твёрдость, энергичность и решительность. Все эти природные качества вместе с огромной Божьей благодатью помогли ей позже отважно принять и верно выполнить планы Бога.
В 1824 году, когда Еве было всего 10 лет, умерла её мать. Это было тяжкое испытание, выпавшее на её долю. Князь Антоний Павел тоже весьма болезненно пережил смерть любимой жены, на долгое время погрузившись в печаль. Он не женился во второй раз, посвятив всю свою жизнь воспитанию детей, старался быть для них и отцом, и матерью. В выполнении этой ответственной обязанности ему помогала сестра покойной жены, Тереза Кицкая. Князь заботился о всестороннем развитии своих детей, в частности – о развитии их духовной жизни, моральных и интеллектуальных качеств. Часто путешествовал с ними в Дрезден, соединяя в этих поездках отдых и образование. Старался дать им всё наилучшее. Именно своему любимому отцу Ева обязана отличным воспитанием.
Когда Еве исполнилось 17 лет (в 1831), умерла её бабушка со стороны отца, баронесса Каролина Бубна-Литтитц. Несколькими годами позже, 13 апреля 1836 года, скоропостижно – просто сидя в кресле и напевая польский национальный гимн: «Польша не погибла, пока мы живы…» – скончался князь Антоний Павел. Ему исполнился всего 51 год. В 1839 году умерла её старшая сестра Таида.
3. Брак
В 24 года Ева выехала из Рыдзына в Дрезден, где раньше жила её бабушка Каролина. Там она вышла замуж за графа Владислава Потоцкого, который был моложе её на год. Их свадьба состоялась 19 марта 1838г. в дрезденской церкви Святого Михаила. Друзья желали Еве счастья, говоря: Пусть эта добрая, идеальная Ева будет счастлива настолько, насколько она этого заслуживает, ибо наделена одновременно здравым смыслом и благоразумием, а кроме того, у неё доброе сердце и она готова нести величайшие жертвы.
Поначалу молодая пара поселилась в фамильном замке Потоцких в Хшонстове. Однако позже, желая уйти от «мира», они переехали в небольшое имение Владислава в Петрковицах Малых, недалеко от Кракова. Супруги жили в красивом, но простом особняке, где была часовня, а в ней время от времени священник служил св.Мессу. Ева и Владислав поддерживали дружеские отношения с Паулиной Велёпольской, сестрой Владислава, и её мужем, маркизом Александром Велёпольским из Варшавы. Еву и Паулину давно объединяла духовная связь, общее стремление жить в большей близости с Богом и для Бога. Обе вступили в Третий орден св.Доминика. Став терциаркой, Ева, приняла имя Магдалены де Пацци, а Паулина стала сестрой Марией Магдалиной.
Бездетный брак Евы с Владиславом продлился 17 лет и был отмечен большими страданиями. Владислав, больной туберкулёзом, часто выезжал лечиться, Ева оставалась в доме одна. Какое-то время Ева и Владислав Потоцкие из-за болезни мужа жили в Кракове, по ул.Братской. Именно тогда, после смерти исповедника и духовного наставника, отца-иезуита Кароля Антоневича SJ, они познакомились с о.Зигмунтом Голианом (1824-1885). Этот благочестивый священник, известный проповедник и исповедник духовно поддерживал их и давал советы во время болезни Владислава. По мере того, как болезнь мужа прогрессировала, Ева – благодаря руководству о.Голиана – дозревала до понимания, что её ситуация является не настолько огромным несчастьем, как ей казалось поначалу. Поэтому позже она смогла с верой и удивительным спокойствием принять смерть мужа, который умер в Кракове 14 ноября 1855 года в возрасте 41 года. Владислав Потоцкий похоронен в родовом имении в Хшонстове.
4. Призвание
После смерти мужа Ева переехала из Кракова в Хшонстов, где жила со своей сестрой Хеленой и её семьей. В это время её духовная жизнь развивалась очень интенсивно. Каждый день она проводила много времени на молитве, в медитации, испытаниях совести и чтении аскетических книг. Часто ездила на реколлекции. Её духовной жизнью занимался о.Голиан, с которым она регулярно переписывалась и время от времени встречалась лично.
По мере того, как углублялась молитвенная жизнь и возрастало стремление к одиночеству, Еве Потоцкой становилось всё труднее сочетать семейные обязанности и жизнь в свете с требованиями духовной жизни. Её желанием стало полностью посвятить себя Богу и служить Ему согласно Его воле. В это время Ева прочитала биографию Мари Терез де Ламуру (Marie Thérèse de Lamourous, 1754-1836). Это была основательница Дома Милосердия для девушек и женщин, нуждающихся в нравственном обновлении (проституток) в Бордо, во Франции. Пребывая под глубоким впечатлением от прочитанного, княгиня Потоцкая пожелала пойти по стопам Терезы де Ламуру и взяться за подобное дело в Польше. С помощью о.Голиана и под его руководством княгиня Ева пыталась распознать Божью волю. Молись, – писал ей священник в одном из своих писем, – чтобы Бог по благодати своей открыл нам, что делать, чтобы указал, куда Он тебя больше всего призывает: это должен быть дом для кающихся грешниц или дом католического образования убогих девушек? Мне лично видится первое…, но я хочу, чтобы ты сама у ног Иисуса Христа распознала, что будет во славу Божию, и что будет соответствовать твоему призванию.
Когда княгиня распознала, что Бог зовет её помогать девушкам и женщинам, занимающимся проституцией, то всё ещё не была уверена, как именно это исполнить. У неё был выбор: либо ехать в Лаваль (Франция), где монашеской жизнью и Домом Милосердия руководила Мать Тереза Рондо (1793-1866), либо во Львов, где она могла ознакомиться с методами работы Конгрегации Сестёр Божьего Провидения, чьё апостольство строилось по примеру Дома Милосердия из Лаваль.
Осенью 1861 года, несмотря на сопротивление семьи, Ева решила, что поедет в Лаваль. Отец Голиан советовал ехать туда с двумя его духовными дочерьми: Теклей Клобуковской, 51-летней вдовой, и её 22-летней дочерью, Антониной. Он лично написал письмо Матери Терезе Рондо с просьбой принять Еву и двух её сподвижниц на время монашеской формации. После того как о.Голиан получил положительный ответ из Лаваля, 22 сентября 1861г. Ева также написала письмо Матери Терезе, чётко представляя условия своего пребывания в Доме Милосердия. В этом письме была просьба, чтобы – согласно совету духовника – она смогла пройти период формации в Лавале как будущая основательница подобного польского Дома, на создание которого намерена передать часть своего имения.
10 ноября 1861 года 47-летняя Ева Потоцкая, а также Текля и Антонина Клобуковские приехали в Дом Милосердия в Лаваль, где м.Рондо лично взялась за их обучение. За это время польки прониклись духом монашеской жизни, научились методам апостольской деятельности Дома Милосердия, познали его обычаи и правила. Каждая из них сделала собственноручную копию первого (неполного) проекта Конституции 1858 года, который они привезли с собой в Польшу.
Спустя восемь месяцев, 10 июля 1862 года, состоялся обряд пострижения. Вместе с монашеским облачением они приняли новые имена: Ева, как будущая основательница, получила имя матери Марии Магдалины Терезы; Текля стала сестрой Марией Моникой Кунегундой, а Антонина – сестрой Марией Розой (в честь Розы Лимской). День церемонии стал радостным и запоминающимся событием для общины в Лавале. Один из французских священников, присутствовавших на церемонии, написал впоследствии: При виде княгини – сестры Марии Магдалины Терезы, последний раз одетой в дорогую одежду, которая величественно подошла к доброй Матери и встала на колени у её ног, чтобы смиренно просить одежду убогости, – полилось море слёз. Это был изумительный день для всего дела милосердия. Постриг трёх полек и частные обеты с.Розы не имели юридической силы, поскольку они не прошли канонического годичного новициата в Лавале. Однако это был видимый знак предоставления себя Богу на службу и выражение желания основать монастырь в Польше.
16 июля 1862 года мать Тереза Потоцкая вместе с двумя сподвижницами вернулась в Краков. По пути они останавливались в Нанси, Страсбурге, а также Вене, где мать Тереза встретилась с преподобным монс. Капри, чтобы обсудить вопрос основания Конгрегации в Польше. В Кракове, куда они прибыли 26 июля, новопосвящённые временно остановились у сестёр-доминиканок в районе Грудек.
5. Создание Домов Милосердия в Варшаве и Кракове
Вскоре мать Тереза поняла, что им будет сложно основать Дом Милосердия в Кракове, поскольку австрийское правительство было против создания каких-либо новых конгрегаций. В этой ситуации она приняла предложение общества варшавских дам, во главе с графиней Александрой Потоцкой, которые занимались «Приютом Покрова Пресвятой Девы Марии», и архиепископа Зигмунта Фелинского (1822-1895), который приглашал её в Варшаву – основать Дом Милосердия там. 14 октября 1862 года мать Тереза и обе её сподвижницы выехали из Кракова. На ночь они остановились в Ченстохове, где молились перед чудотворной иконой Ченстоховской Божьей Матери, доверяя Ей будущее дело. Вечером 17 октября они добрались в Варшаву и остановились в Виляновском дворце, пока в доме по ул.Житней заканчивался ремонт. Отец Голиан также переехал в Варшаву, поскольку был назначен преподавателем Варшавской духовной академии.
Днём открытия Дома Милосердия в Варшаве по ул.Житней мать Тереза выбрала праздник Всех Святых, 1 ноября 1862 года. В этот день архиепископ Зигмунт Фелинский отслужил первую Святую Мессу в скромно украшенной часовне сестёр, а во время Мессы рукоположил одного семинариста. Именно этот день считается датой основания Конгрегации Сестёр Божией Матери Милосердия в Польше.
На день открытия Дома Милосердия в Варшаве в нём насчитывалось 12 кающихся, порученных матери Терезе «Приютом Покрова Пресвятой Девы Марии». Приют ранее был на попечении общины благочестивых дам, а затем сестёр-фелицианок и Сестёр Семейства Марии, у которых не было опыта именно такой работы. Мать Тереза Потоцкая стала организовывать дело, исходя из Конституций, обычаев и методов работы французского Дома Милосердия. Для новой Конгрегации на территории Польши она приняла также и название из Лаваля: Сёстры Божией Матери Милосердия.
Дом Милосердия стал убежищем для девушек и женщин, имевших плохую репутацию, но добровольно желавших улучшить свою жизнь. Главной задачей сестёр было открыть им богатство Божьего милосердия и помочь наново обрести собственное достоинство, утраченное из-за греха. Образовательная программа строилась на гармоничном сочетании молитвы с работой, а работа не только обеспечивала содержание Дома, но и обучала воспитанниц определенной профессии. Девушки обучались простому домоводству, а также шитью и вышивке, готовясь, таким образом, к достойной жизни в обществе.
Дом Милосердия в Варшаве начал свою деятельность под чуткой опекой архиепископа Фелинского, который заботился о его материальных и духовных нуждах. Чтобы община ежедневно собиралась на св.Мессе, он присылал священников из Духовной академии. Отца Зигмунта Голиана назначил постоянным исповедником в Доме Милосердия.
Спустя два месяца после основания Дома Милосердия, ночью 22 января 1863 года, в Варшаве вспыхнуло Январское восстание. Для матери Потоцкой и Дома Милосердия наступили очень тяжёлые времена. В июне 1863 года был арестован архиепископ Фелинский, которого приговорили к 20 годам изгнания далеко в Россию. В связи с волной конфискаций имущества монашеских конгрегаций Матери Потоцкой и сёстрам пришлось предпринять все меры предосторожности, чтобы защитить монастырскую жизнь и апостольскую деятельность. Вскоре мать Тереза столкнулась и с финансовыми проблемами, поскольку некоторые доброжелатели оказались ненадёжными в поддержке её начинания. Бывали времена, когда она могла полагаться только на доходы от своего имущества или на милостыню. Несмотря на эти трудности, Дом Милосердия не только выжил, но по-прежнему развивался. Постепенно приходили и новые воспитанницы, и сёстры, готовые взяться за работу.
Когда гонения на монашеские общины усилились; когда царские власти ограничили число принимаемых воспитанниц и людей для работы с ними, а о.Голиану пришлось покинуть Варшаву после ликвидации Духовной академии, – мать Тереза начала рассматривать возможность создания Дома Милосердия в Кракове. Исторический парадокс: условия в той части Польши, которая пребывала под австрийским владением, теперь оказались более благоприятны.
Прилагая множество усилий, 8 мая 1868 года мать Потоцкая открыла Дом Милосердия в Кракове. Для этого она арендовала небольшое здание возле церкви Божьего Милосердия по ул.Смоленской. Первой настоятельницей была назначена сестра Кунегунда Клобуковская. Также мать Потоцкая позаботилась о духовной поддержке: отцы-иезуиты ежедневно служили св.Мессы, исповедовали, проводили конференции и реколлекции для сестёр и кающихся грешниц. С августа 1868 года духовным попечителем в Доме Милосердия стал отец Голиан, который как раз в то время вернулся в Краков для постоянного пребывания.
Дом Милосердия в Кракове быстро развивался, поэтому уже 26 июля 1871 года он был перенесён в более вместительное здание на углу ул.Страшевского и ул.Звежинецкой. Содержала это помещение госпожа Хельцлов, вдова профессора Ягеллонского университета. Однако спустя всего несколько лет также и этот дом стал слишком мал для растущего числа кающихся и сестёр. Расположение Дома рядом с болотами Вислы стало причиной частых заболеваний брюшным тифом и туберкулёзом среди сестёр и воспитанниц. Кроме того, г-жа Хельцлов, обещавшая в начале пожертвовать Конгрегации это здание в собственность, отказалась от обещания и потребовала возврата денег. В сложившейся ситуации сёстры обратились за помощью к св.Иосифу. И помощь пришла в 1888 году, когда архиепископ Альбин Дунаевский передал Конгрегации пожертвование князя Александра Любомирского. Сумма предназначалась на покупку участка для Дома Милосердия в деревне Лагевники неподалёку от Кракова. Сёстры переехали в новый дом, получивший название Юзефов, в августе 1891 года, уже после смерти матери Потоцкой.
6. Викариат польской провинции
Когда действовали уже два Дома Милосердия (в Варшаве и Кракове) и возрастало количество сестёр и кающихся, – мать Потоцкая получила из Лаваля предложение объединить польскую и французскую общины. С этой мыслью к ней обратилась Генеральная настоятельница общины в Лавале, мать Тереза от Иисуса (Терез Манко). Она стала преемницей матери Рондо, старавшейся добиться утверждения Конгрегации Святым Престолом. Ради блага всей Конгрегации мать Потоцкая приняла это предложение, хоть оно и означало потерю автономии Конгрегации на польской территории и создание Викариата, зависимого от Генеральной настоятельницы в Лавале. Мать Потоцкая стала Викарной настоятельницей польской провинции Конгрегации из Лаваля.
Объединение польской и французской общин состоялось в 1878 году. Это событие имело огромное значение для организационной структуры Конгрегации. Целью новых Конституций, одобренных Апостольским Престолом, было сохранение первоначального духа Конгрегации – как во французской общине, так и в польской. Мать Тереза как настоятельница Викариата начала, в соответствии с инструкциями из Лаваля, процесс реорганизации двух Домов Милосердия: сперва в Варшаве, затем и в Кракове. Летом 1879 года, по примеру новициата в Лавале, был официально учреждён новициат в Варшаве. До слияния общин воспитанием послушниц занималась сама мать Тереза. Теперь эта обязанность была возложена на сестру Бернарду Томицкую. Прежде чем стать наставницей послушниц, с.Бернарда на восемь месяцев выехала в Лаваль, чтобы там подготовиться к исполнению этих обязанностей. Позже стало традицией отправлять и других сестёр в Лаваль на определённый период монашеской формации.
Освобождённая от обучения послушниц, мать Тереза могла теперь свободно посвятить себя выполнению обязанностей Генеральной викарии и настоятельницы Дома в Варшаве. Она регулярно проводила капитулы, конференции для старших сестёр, посвящала время индивидуальным встречам с сёстрами и т.д. Как она сама говорила, наибольшей радостью для неё было привести заблудшие души к Богу. Мать Потоцкая писала: Если мне удалось бы хоть одну душу спасти благодаря своим трудам, если хотя бы одну я сумела вырвать для Бога, это уже было бы щедрым вознаграждением. Неужели это мелочь – спасти одну душу? Эта мысль вдохновляет меня к работе, придаёт мужества и силы духа в самых больших трудностях. Великая ревность о спасении душ позволяла ей с радостью и благодарностью принимать все тяготы повседневной жизни. Как призналась сама мать Потоцкая: Это делает меня такой счастливой, что я даже не чувствую креста и благодарна за всё Богу.
Она прилагала все усилия, чтобы привить тот же дух материнской любви и усердия в спасении душ своим духовным дочерям – членам основанной ею Конгрегации. Требовала от них полного самоотречения, чтобы они с любовью приняли кающихся, которых Бог доверил их заботе. Именно эти склонности характера она старалась воспитать у молодых сестёр во время этапа монашеской формации. Отсутствие надлежащего духа было достаточным основанием для удаления монахини из Конгрегации: Моя дорогая, – говорила мать Тереза, – если хочешь оставаться членом этой Конгрегации, ты должна любить эти бедные души. Ты не должна их бояться или стыдиться. Если ты не согласна со мной, бери свои вещи и уходи.
Мать Тереза всегда старалась поддерживать сестёр на пути их призвания и в трудной работе в Доме Милосердия. Учила, чтобы они заботились прежде всего о своей святости, о единении с Богом, и о жертвенности ради спасения душ. Сёстры мои, – объясняла она, – наши дети настолько продвинутся в том, что доброе, и возлюбят добродетель, насколько мы им посвятим своё умерщвление, терпение и кротость. Если мы будем верны и послушны Богу, то и они будут верно выполнять свои обязанности. Мать Потоцкая разъясняла сёстрам, что важны не столько их врождённые таланты, сколько их любовь к Богу и душам. Не беспокойся, моя дорогая сестра, – говорила она, – что у тебя нет природных талантов. Старайся быть настоящей невестой Христа, но не только внешне, надевая рясу или принимая монашеское имя. Будь невестой Христовой в духе, в добродетельной жизни и в любви к душам, даже принося наибольшие жертвы.
Мать Тереза черпала силы в молитве. Минуты благодарения после Святого Причастия были для неё самым драгоценным временем в течение дня. От Иисуса в Евхаристии она училась материнской любви, которая учит забывать о себе ради служения другим. Благодарение стало её любимой молитвой. У неё было обыкновение благодарить Бога за всё – как за радости, так и за печали. Она призывала сестёр следовать её примеру и стараться благодарить Бога, особенно в периоды испытаний. Дитя моё, – говорила она, – в начале монастырской жизни многие вещи казались мне очень трудными, ведь я привыкла к роскоши. Теперь всё для меня сладостно и просто, я счастлива, и это потому, что я старалась за всё благодарить Бога. Делай то же самое, дорогая сестра, и всё станет для тебя простым и сладостным. Чтобы привить сестрам и «детям» дух благодарности Богу, мать Тереза ввела ежегодную практику «Благодарственной недели» для всех сестёр и кающихся, а также частое, совместное чтение «Благодарственного Венчика», «Песни Марии» (Magnificat) или гимна «Тебя, Бога, хвалим» (Te Deum).
7. Смерть в Вилянове
Изнурительный образ жизни и нелёгкий труд тяжело сказались на здоровье матери Терезы. Она страдала от многих недомоганий, особенно от астмы и сердечной недостаточности, но свой крест принимала в послушании и благодарности Богу.
29 июня 1881 года, по приглашению графини Александры Потоцкой, она выехала во дворец в Вилянове, отдохнуть и восстановить силы. Перед отъездом мать Тереза попрощалась со всеми жителями Дома, словно предчувствуя, что никогда больше их не увидит. На третий день после приезда в Вилянов ей внезапно стало очень плохо. Вызвали врача, который констатировал серьёзную угрозу для жизни. Это встревожило всех сестёр в Варшаве. Когда сестра Анеля Поплавская, помощница Матери, увидев её в таком тяжелом состоянии, то расплакалась, Мать Тереза спокойно ответила на это: Почему беспокоишься, сестра моя? Пусть будет так, как того хочет Бог. Я ко всему готова. Однако кризис миновал, и мать Тереза опять почувствовала себя немного лучше. Она могла даже выходить на балкон и принимать сестёр, пришедших её проведать. В среду утром, 6 июля 1881 года, она исповедовалась и приняла Святое Причастие. В тот день мать Тереза была очень веселой и общительной. С помощью сестры Рафалы спустилась в столовую на обед. Заняв место за столом, почувствовала внезапную боль в груди. Срочно оказанная помощь была безрезультатной. Мать Потоцкая умерла в 12:30, дважды воззвав к Марии. Сразу же после смерти её тело было перенесено в церковь св.Анны возле замка в Виланове, а после – в часовню Конгрегации по ул.Житней в Варшаве. Там сёстры и воспитанницы непрерывно молились при ней до дня похорон, состоявшихся в субботу, 9 июля. В похоронной процессии на Повонзки приняли участие многие священники, сёстры и воспитанницы, государственные служащие и члены семьи.
Мать Тереза Потоцкая прожила 67 лет, и 20 из них – в основанной ею Конгрегации. На момент её смерти в варшавском Доме насчитывалось 13 сестер, в краковском – 10, и около 120 кающихся девушек было в обоих Домах.
В похоронной речи о.Голиан сказал: Не будем называть её святой, ведь только Церковь имеет право присвоить этот титул. Однако пусть наши усилия в деле, за которое она была готова отдать свою жизнь, докажут её святость. Сколько же раз она говорила мне, что, полностью посвятив себя этому делу, наконец поняла, чем является счастье. Сколько же раз выражала благодарность Богу за то, что дал ей благодать монашеского призвания, позволил служить Ему в этой Конгрегации, а не в иной! И хотя наши сердца кровоточат с болью, поскольку её нет здесь с нами, на земле, – но, глядя на её пример, читая её письма, давайте благодарить Бога за благодати, данные через неё нам и всей Конгрегации, черпать силу и ободрение, чтобы с глубоким доверием продолжать жить в своём призвании.
с. М. Саула Фирер ISММ
с. М. Эльжбета Сепак ISММ
Перевод: Натальи Корбецкой