Хотя Божью Матерь Милосердия и почитают издавна в Церкви под этим титулом, однако теологическая литература крайне скупо освещает эту тему. Матерь Божия Милосердия – это прежде всего Давшая миру Сына Божьего, Милосердие Воплощённое, и Дающая Его неустанно, ведя к Нему всех верующих. Наиболее полное обоснование этого титула Марии в современности даёт Его Святейшество Иоанн Павел II в своей энциклике «Бог, богатый милосердием» (Dives in misericordia). Он пишет, что Мария является прежде всего Той, которая исключительным образом познала Божье милосердие, когда была предохранена от первородного греха и одарена полнотой благодати, дабы стать Матерью Сына Божия. Во время Благовещения Она выразила согласие, в Вифлееме родила Сына Божьего в человеческом теле и на протяжении всей жизни участвовала в Его миссии являть миру тайну Божьего милосердия – вплоть до жертвы, которую Она принесла у подножия Креста. Поэтому Мария – Та, Которая наиболее глубоко познала тайну Божественного милосердия. Она познала всю его цену, всё его величие (DM 9).
Она также провозглашает милосердную любовь Бога из поколения в поколение, с того дня, когда воспела «Magnificat» на пороге дома своей родственницы Елизаветы, и ведёт людей к источникам милосердия Спасителя. Милосердная любовь Бога в истории Церкви и мира не перестаёт являть себя в Ней и через Неё. Такое Откровение особенно плодотворно, – пишет в энциклике Иоанн Павел II, – ибо у Матери Божией оно зиждется на особом присущем Её сердцу чувстве, на Её особой чуткости, на Её особой способности подойти ко всем тем, кому легче воспринять милующую любовь, когда она исходит именно от матери (DM 9).
Мария является Матерью Милосердия также и с той точки зрения, что благодаря Её посредничеству на мир нисходит милосердие Бога в виде всяческих благодатей. Её материнство по отношению ко всем людям длится неустанно, – как подчёркивает II Ватиканский Собор, – ибо по взятии на небо Она не оставила этого спасительного служения, но своим многообразным заступничеством продолжает содействовать нам в обретении даров вечного спасения. Своей материнской любовью Она заботится о братьях своего Сына, ещё странствующих и находящихся среди опасностей и бедствий, пока они не придут в блаженную отчизну (LG 62).
Марию называют Матерью милосердия, Божьей Матерью милосердия или же Матерью Божьего милосердия, и каждый из этих титулов, как пишет Иоанн Павел II, обладает глубоким теологическим значением. Ибо эти титулы говорят о Марии как о Матери Распятого и Воскресшего, как о Той, которая сама, каким-то особым образом, выразила милосердие и тем самым в той же мере удостоилась этого милосердия на протяжении всей своей земной жизни, и особенно когда стояла у подножия Креста своего Сына (DM 9). Она его провозглашает и испрашивает для всего мира.