Путь св. Сестры Фаустины в Кракове
Путь св.Сестры Фаустины в Кракове возник благодаря сотрудничеству Конгрегации Сестёр Божией Матери Милосердия и городского Управления по туризму; он был открыт 17 сентября 2008 года. По маршруту этого пути расположены: Санктуарий Божьего Милосердия в Лагевниках, церковь св.Иосифа в Подгуже, храм Успения Девы Марии на Главном Рынке, базилика Божественного Сердца по ул.Коперника, ул.Шевская и больница им.Иоанна Павла II в Пронднике. Администрация города Кракова издала буклет «По следам св.Сестры Фаустины в Кракове» на польском, английском и итальянском языках, который помогает в паломничестве многим почитателям Иисуса Милосердного и Его святой Секретарши, а также туристам, познающим лучшее, что есть в традициях Королевского Града.
Mapa
1. Санктуарий Божьего Милосердия
Путь св.Сестры Фаустины в Кракове начинается в монастыре Сестёр Божией Матери Милосердия в Лагевниках, где она жила в течение пяти лет и где покоятся её мощи. Сегодня это место, включающее в себя и новые сакральные объекты, в общем именуется Санктуарием Божьего Милосердия. Это динамично развивающийся центр поклонения, побывать в котором стремятся паломники со всего мира. Дважды сюда приезжал Папа Иоанн Павел II (в 1997 и 2002 годах); побывал здесь и Папа Бенедикт XVI (в 2006 году). С точки зрения посещаемости святых мест в различных странах, Санктуарий в Лагевниках является безусловным лидером среди санктуариев мира.
Хотя любое время и весь мир можно рассматривать как Его «храм», однако существуют времена и места, которые избирает Бог, чтобы в них люди особым образом испытали Его присутствие и Его благодати. А люди, ведомые чувством веры, приходят в эти места, поскольку убеждены, что действительно становятся перед Богом, присутствующим там. В том же духе веры и я прибыл в Лагевники, чтобы освятить этот новый храм. Я убежден, что это тоже особое место, которое Бог избрал для себя, чтобы здесь изливать благодати, уделяя своё милосердие.
Иоанн Павел II, 17 августа 2002
1 a. Монастырский комплекс в Лагевниках
Он был сооружён в конце XIX века на средства князя Александра Любомирского, финансиста и филантропа, по проекту архитектора Кароля Зарембы. Часовню и монастырские объекты освятил кардинал Альбин Дунаевский (1891). Там поселились сёстры Конгрегации Божьей Матери Милосердия и их воспитанницы – девушки и женщины, нуждающиеся в глубоком нравственном обновлении («Магдалины»). Работу с ними сёстры основывали на уважении к их человеческому достоинству, воспитанию христианских ценностей, на подготовке к профессиональной деятельности и самостоятельной, достойной жизни в обществе. В «Доме милосердия» (так в Конгрегации называли миссионерские учреждения) под руководством сестёр работали на очень высоком уровне мастерские по вышивке и ткачеству, переплётная мастерская, прачечная; воспитанниц также обучали садоводству и домоводству. Ввиду того, что характер воспитательных работ милосердия был особым, монастырский объект до Второй мировой войны был закрыт для случайных посетителей.
В годы Первой мировой войны часть монастырской собственности была занята под военный госпиталь, где ухаживали за инфекционными больными разных национальностей. Мёртвых хоронили вне стен монастыря (солдатское кладбище за базиликой.) Во время нацистской оккупации сестры продолжали вести «Дом Милосердия», куда немцы в административном порядке отправляли женщин, пойманных на контрабанде. Кроме того, сёстры помогали переселенцам, вели нелегальное обучение и продолжали благотворительную деятельность, например, вели кухню для бедных. В 1962 году коммунистическое правительство забрало у Конгрегации учебное заведение и значительную часть недвижимости. Несколько лет спустя (1969) сёстры организовали при монастыре центр открытой опеки для социально неприспособленной молодежи, под названием «Источник», действовавший до 1991 года. В 1989 году государственные органы вернули Конгрегации учреждение для девочек. Сегодня оно называется Молодежным Образовательным Центром и является реабилитационным центром закрытого типа для социально неприспособленных девочек. В этом учреждении сестры ведут интернат, гимназию и три специализированные школы: трёхлетний лицей экономически-административного профиля, двухлетние ПТУ, профиль: гастрономия и парикмахерские услуги.
Сегодня сёстры Конгрегации Божией Матери Милосердия, которая признала св.Сестру Фаустину своей духовной соосновательницей, провозглашают послание Милосердия не только свидетельством своей жизни и милосердием по отношению к тем, кто нуждается в нравственном обновлении. Сёстры делают это также молитвой и словом (обслуживание паломников, формирование миссионеров Божьего Милосердия в ассоциации «Faustinum», публикации издательства «Misericordia», ежеквартальный журнал «Послание Милосердия»).
1 b. Часовня с чудотворным образом Иисуса Милосердного и мощами св.Фаустины
Часовню св.Иосифа, соединяющую два крыла монастырских зданий, освятил кардинал Альбин Дунаевский в 1891 году. В главном алтаре, выполненном неизвестным скульптором из Перемышля, размещены статуя Божьей Матери Милосердия – Покровительницы Конгрегации, с левой стороны – св.Станислава Костки (покровителя послушниц), с правой – св.Марии Магдалины (покровительницы кающихся). В боковых алтарях пресвитерия размещены: слева – чудотворный образ Иисуса Милосердного, которым прикрыт изначально установленный в этом алтаре образ Сердца Иисуса, справа – образ св.Иосифа с Младенцем (кисти Фр.Крудовского).
Во время Второй мировой войны монастырский комплекс в Лагевниках (ранее закрытый для внешнего мира) был открыт для беженцев и людей, желающих посетить могилу Сестры Фаустины, ведь слава о святости её жизни росла вместе с чрезвычайно быстро развивающейся набожностью в духе Божьего Милосердия. В 1943 году краковский исповедник Сестры Фаустины, отец-иезуит Иосиф Андраш, освятил образ Иисуса Милосердного, кисти Адольфа Хылы, и положил начало торжественным богослужениям в честь Божьего Милосердия, на которые толпами прибывали жители Кракова и окрестностей. Второй образ Иисуса Милосердного (кисти А.Хылы), который по размеру и форме соответствовал нише бокового алтаря, был освящен о.Иосифом Андрашем в первое воскресенье после Пасхи (Праздник Милосердия) 16 апреля 1944 года и вскоре прославился чудесами. Его копии и репродукции распространились по всему миру, и так исполнились слова Иисуса, Который сказал Сестре Фаустине, что желает, чтобы образ Его Милосердия почитали сперва в часовне Конгрегации, а после и во всем мире.
Настенные фрески спроектировал в период между двумя войнами (1934) Здислав Гедличко. Во время генерального ремонта и реставрации часовни в 1981-1990 годах росписи были восстановлены. Тогда же в боковые окна часовни и в притворе были вставлены витражи работы Виктора Остшолка. Более ранним является витраж св.Цецилии, находящийся в круглом окне хоров. Вокруг часовни на стенах уста- новлены витрины, в которых находятся художественно расположенные дары, свидетельствующие о благодатях, которые вымолили для себя паломники.
В 1968 году часовня была зарегистрирована в списке санктуариев Краковской епархии, а 1 ноября 1992 года Митрополит Краковский, кардинал Францишек Махарский издал официальный декрет, учреждающий здесь Санктуарий Божьего Милосердия. Перед часовней расположен барельеф с бюстом Папы Римского Иоанна Павла II (проект проф. Чеслава Дзьвигая), в память о его первом папском паломничестве в Санктуарий в Лагевниках, а с другой стороны – мемориальная доска, увековечивающая паломничество Папы Бенедикта XVI (проект Анджея Зарадкевича). На здании монастыря, у входа в часовню, мемориальная доска, выполненная по проекту Ч.Дзьвигая, указывает на келью (бывший монашеский лазарет), в которой отошла к Господу Миссионерка Божьего Милосердия св.Сестра Фаустина.
1 c. Базилика Божьего Милосердия
Активному развитию санктуария способствовали беатификация и канонизация Сестры Фаустины, а также три папских паломничества. Огромную роль в этом деле исполнил Кароль Войтыла, священник, пастырь Краковской епархии, Папа, а также архиепископ Кракова кардинал Францишек Махарский. Он создал специальный фонд по сбору средств на строительство базилики Божьего Милосердия и объектов социально-бытового назначения для паломников. 17 августа 2002 года Его Святейшество Иоанн Павел II освятил новый храм и именно там вверил весь мир Божьему Милосердию.
Базилика, построенная по проекту Витольда Ценцкевича, формой напоминает корабль и ассоциируется с нынешним «ковчегом завета», в котором находят спасение все, кто возлагает надежду на Божье Милосердие. Оформление пресвитерия – терзаемый сильными ветрами кустарник, символизирующий современный мир, и в него вписан образ Иисуса Милосердного (копия чудотворного образа кисти Яна Хшонща). Господь сам сказал, что именно в Нём измученное человечество обретает покой.
На стенах, отделяющих пресвитерий от центрального нефа, с одной стороны размещён образ Остробрамской Матери Божьего Милосердия (автор образа – Ян Хшонщ), а с другой – фрагмент Акта вверения мира Божьему Милосердию, который Папа Иоанн Павел II совершил в этой базилике 17 августа 2002 года. У входа в базилику находится «краеугольный камень», привезенный с горы Голгофы и освящённый Иоанном Павлом II, а также мемориальная доска в память о его втором паломничестве в Лагевники и освящении базилики.
В нижней части базилики лучеобразно расположены пять великолепных часовен: Communio sanctorum с богатым внутренним убранством украшенная мозаичными изображениями греко-католического священника Ласло Пушкаша (дар от Венгерской Католической Церкви), часовня святой Сестры Фаустины с образом Посланницы Божьего Милосердия кисти Яна Хшонща (дар Италии), святого апостола Андрея с иконостасом работы украинского художника Любомира Медвидя (даром греко-католиков Польши и Украины.), часовня Богоматери Семи скорбей (дар Словацкой Церкви) и часовня Святого Креста, (дар верующих из Германии).
Рядом с базиликой расположена часовня непрерывного покло- нения Святым Дарам, выстроенная по проекту Витольда Ценцкевича. Она открыта для непрерывного поклонения Иисусу Евхаристическому, там непрестанно горит лампадка с огнём Милосердия, который зажёг Иоанн Павел II как знак воссиявшего отсюда на весь мир послания Божьего Милосердия. Непосредственно по соседству с базиликой расположен зал Иоанна Павла II, а перед нею – башня со смотровой площадкой и статуя Папы Римского Иоанна Павла II, апостола Божьего Милосердия и посланника мира.
2. Церковь св. Иосифа в Подгуже
Церковь св.Иосифа является крупнейшим храмом в Подгуже, которое до 1915 года было отдельным городом, расположенным по другую сторону реки Вислы. Подгуже основано в 1784 году как гарнизонный город, экономический конкурент Кракова. Его церковь, неоготического стиля, была построена в 1905-1909 годах по проекту Яна Сас-Зубжицкого, на месте другой церкви, которую снесли из-за угрозы обрушения. Интерьер этого храма выполнен в стиле готических кафедральных соборов, вариант так называемой «Надвислянской готики». Церковь обустроена, в частности, многочисленными алтарями, находящимися в боковых нефах и часовнях. В главном алтаре, по проекту архитектора церкви, находится каменная плита, покрывающая алтарь, Дарохранительница и статуя покровителя храма – святого Иосифа, работы скульптора Зигмунта Лангмана.
Церковь св.Иосифа в Подгуже – храм прихода, в который входила деревня Лагевники. С этой святыней связано одно событие, записанное на страницах «Дневника». А именно: 27 декабря 1937 года Сестра Фаустина возвращалась повозкой в больницу в Пронднике. Дорога была приятной, – писала она, – потому что со мной ехала одна женщина, которая везла крестить ребёнка. Мы подвезли её до самого храма в Подгуже; чтобы выйти, она положила мне на руки ребёнка. Взяв ребёнка на руки, я в горячей молитве посвятила его Богу, чтобы он когда-нибудь он принёс Господу особую славу, и почувствовала душой, что Господь особенным образом посмотрел на эту душу (Дн. 849). Этого ребенка кто-то раньше, ночью, оставил у монастырской калитки в Лагевниках. Утром сёстры нашли его, помыли, накормили и искали кого-нибудь, который взял бы его на воспитание. Вызвалась соседка, которая охотно приняла найдёныша и хотела дать ему свою фамилию. Поэтому, воспользовались повозкой, отвозившей Сестру Фаустину в Прондник, села туда и соседка с найденным ребёнком, чтобы окрестить его в приходской церкви и выполнить все формальности регистрации в церковных метриках.
3. Издательство Цебульского на ул. Шевской
Улица Шевская соединяет с западной стороны Главный Рынок с Подвальем, бывшим пригородом Кракова, прозванным «Гарбары» – с мельницами и королевскими сукновальнями. Дома на этой улице были построены главным образом в XVI-XVII столетиях. Дом по ул.Шевской, 22, именуемый «коллегиальным», был перестроен в 1910 году из двух старых зданий, возведённых в 1636 году капитулом церкви св.Анны (по-польски – «колегиатой». – Прим.ред.). Часть этого здания арендовал Иосиф Цебульский для своей фирмы под названием «Издательство Книг для Богослужений и склад предметов культового назначения».
В этом краковском издательстве были напечатаны первые образки Иисуса Милосердного с Венчиком Божьему Милосердию, а также небольшой молитвенник под названием «Христос, Царь Милосердия», который на основе откровений Сестры Фаустины составил её вильнюсский духовник о.Михал Сопочко. Сестра Фаустина вместе с настоятельницей м.Иреной Кшижановской посетили это издательство 27 сентября 1937 года. Вот как это событие описано в «Дневнике»: Сегодня мы с матерью-настоятельницей пошли к одному господину, туда, где рисовались и печатались маленькие образки Божьего Милосердия, а также молитвенные восклицания и венчик, которые уже получили одобрение. Также мы хотели посмотреть на исправленный большой образ. Он стал очень похожим – я безмерно этому обрадовалась (Дн. 1299; ср. Дн. 1301).
4. Главный Рынок
После визита в издательстве Цебульского Сестра Фаустина с настоятельницей м.Иреной Кшижановской пошли в церковь Успения Девы Марии («Мариацкий костёл»). Безусловно, они проходили через Главный Рынок – одну из самых больших городских площадей в Европе, размеченной ещё при планировании города в 1257 году. На протяжении веков Рынок исполнял главным образом торговые функции, поэтому на нём располагалось множество лавок, городские весы и амбар. Об этой функции краковского Рынка напоминают Суконные ряды. Их нынешняя архитектурная форма возникла благодаря выдающимся зодчим XVI века (в частности, это были Джованни Мария Падовано, Санти Гуччи) и Томашу Прылинскому, под руководством которого во II половине XIX века проходила последняя реконструкция. С XIX века Суконные ряды служат не только торговым целям, но и культурным, являясь резиденцией Национального музея – первого общественного музейного учреждения поляков, основанного во времена раздела (1879).
На Главном Рынке происходили интронизации монархов, воздавались почести королям, проходили парады, церковные шествия… Поскольку Рынок лежал на пути так называемого Королевского Тракта, он был свидетелем торжественных въездов короля и заграничных послов, а также многих величественных торжеств, исторических, государственных и церковных событий, в частности, Прусской дани (1525), присяги Тадеуша Костюшко (1794), въезда князя Ю.Понятовского (1809), св.Мессы с Его Святейшеством Иоанном Павлом II, Белого марша после покушения на его жизнь, а также введения в сан Краковского Митрополита, кардинала Станислава Дзивиша. Рынок окружают великолепные дворцы, принадлежавшие купеческим и аристократическим семьям.
Пересекая Рынок, Сестра Фаустина не могла не заметить характерную готическую Башню Ратуши, оставшуюся от старой городской ратуши, и церковь св.Войцеха, построенную – как гласит традиция – на том месте, где когда-то проповедовал св.Войцех. Это одна из старейших церквей Кракова, в начале XVII века перестроенная в стиле барокко. В подвальных помещениях этого храма в летний период работает выставка Археологического музея, представляющая необычные открытия, сделанные во время строительно-монтажных работ на Главном Рынке.
4. Мариацкая Базилика
Церковь Успения Пресвятой Девы Марии на краковском Главном Рынке – это известнейший готический собор в Польше, и второй после кафедрального собора в Кракове, служивший приходским храмом города. Церковь, возведённая в начале XIII века по инициативе епископа Иво Одровонжа, в последующие века перестраивалась и приукрашивалась. В ней находится множество великолепных памятников искусства готического стиля, ренессанса и барокко. Фасад базилики украшают две великолепные башни: острый позолоченный шпиль (81 метр) и нижняя башня (69 метров), с давних веков служащая колокольней. С высокой башни, которая была сторожевой, начиная с XIV столетия, трубач каждый час играет Мариацкий Хейнал. Эта церковь как приходская пребывала под опекой жителей Кракова, поэтому пределом честолюбия богатых городских семей было иметь здесь собственную часовню. Внутри базилики находится несколько часовен и множество алтарей. Жемчужиной этого храма является алтарь Пресвятой Девы Марии, произведение Вита Ствоша, великолепный памятник средневековой резьбы по дереву. Это самый большой средневековый алтарь в Европе (11х13 м), он вырезан из дуба, а его скульптуры – из липы. В нижней части центрального панно весьма художественно представлено Успение Пресвятой Богородицы в окружении Апостолов; в апсиде представлена сцена Взятия Богородицы на Небо и Её Коронации. Когда алтарь открыт, на его боковых створках видны шесть сцен, изображающие Радостные тайны Марии: от Благовещения до Пятидесятницы. На закрытых створках алтаря изображено 12 сцен Скорбей Марии. Полихромная живопись в пресвитерии и всём храме – творение Яна Матейко, которому помогали Иосиф Мехоффер и Станислав Выспянский.
В «Дневнике» Сестра Фаустина так описывает своё пребывание и духовные переживания в этом храме: Выполнив это дело, мы пошли в церковь Пресвятой Девы Марии и приняли участие в Святой Мессе, во время которой Господь дал мне понять, как много душ через это дело обретут спасение. Потом я вступила во внутренний разговор с Господом, благодаря Его за то, что Он пожелал оказать мне такую милость, что я могу видеть распространяющееся почитание Его неисчерпаемого милосердия. Я погрузилась в глубокую благодарственную молитву. О, как велика щедрость Божия! Да будет благословен Господь, Который верен своим обещаниям (Дн. 1300).
5. Базилика Святейшего Сердца Иисуса
Церковь Святейшего Сердца Господа Иисуса в Кракове на ул.Коперника, 26, была построена по проекту Франциска Мончинского в 1912-1921 годах. Для работы над внутренним убранством церкви были приглашены известные скульпторы (Ксаверий Дуниковскй, Кароль Хукан) и художники (Ян Луковский, Пётр Стахевич, Леонард Строиновский). Пресвитерий украшен мозаичным фризом работы Петра Стахевича. Фриз представляет сцену почитания, чести и поклонения Сердцу Иисуса, совершаемого польскими святыми и блаженными, а также людьми всех слоёв и сословий общества.
Церемония освящения храма началась 28 мая 1921 года внесением мощей святых Войцеха и Станислава, епископа; в процессии участвовали многие церковные и светские деятели. На следующий день храм освятил епископ Анатоль Новак, а несколько дней спустя (3 июня), в литургическое торжество Сердца Господнего, Примас Польши кардинал Эдмунд Дальбор возглавил шествие епископов, духовенства и тысяч верующих от церкви Святейшего Сердца Иисуса на Малый Рынок в Кракове, где торжественно посвятил Польшу Святейшему Сердцу Иисуса. В 1960 году, согласно breve Иоанна XXIII, церковь по ул.Коперника, несущая в себе идею центрального храма Сердца Иисуса для поляков, была возведена в ранг Малой Базилики.
Монастыри Конгрегации Матери Божией Милосердия во времена сестры Фаустины были созерцательно-деятельными. Сёстры очень редко, и только по важным делам, выходили в город. К таким важным делам относились церковные шествия-процессии; их организовывали отцы-иезуиты в торжество Святейшего Сердца Иисуса. Сестра Фаустина наверняка принимала участие в шествии 19 июня 1936 года. Когда мы пошли к иезуитам на процессию в честь праздника Сердца Иисуса, во время вечерни я увидела те самые лучи, выходящие из Святой Жертвы, как они написаны на образе. Мою душу охватила огромная тоска по Богу (Дн. 657). Также следует добавить, что священники Общества Иисуса были духовными наставниками и исповедниками при монастырях Конгрегации Божьей Матери Милосердия. В духовности этого ордена, формируемая отцами-иезуитами, воспитывалась и Сестра Фаустина. В её жизни очень важную роль сыграли вначале о.Эдмунд Эльтер, а затем о.Иосиф Андраш, который был её краковским исповедником и духовным наставником.
6. Больница им. Иоанна Павла II в Пронднике
Муниципальные медико-санитарные учреждения в Пронднике Бялым были основаны в 1913-1917 годах постановлением Краковского городского совета. Строительство велось на основе проектов, подписанных городским врачом д-ром Томашом Янишевским (первым директором Учреждений) и тогдашним известным краковским архитектором Яном Завейским. Часовню (в отдельном здании) в стиле модерн проектировал А.Шишко-Богуш или Ф.Мончинский. На момент открытия Муниципальных медико-санитарных учреждений там насчитывалось 246 коек, в том числе 120 для больных скарлатиной и 126 для больных туберкулёзом.
С 1990 года покровителем больницы стал Его Святейшество Иоанн Павел II, который 9 июня 1997 года освятил недавно выстроенное здание клиники кардиохирургии. Сегодня больница им.Иоанна Павла II – это современный медицинский комплекс, реализующий множество проектов, направленных на совершенствование знаний и служение людям не только в области лечения, но и профилактики болезней. В 2007 году был объявлен архитектурный конкурс на расширение больницы на средства Европейского Союза в рамках проекта «Помощь и надежда». По ходу осуществления проекта полностью отремонтирована часовня Святейшего Сердца Иисуса, в которой молилась св.Фаустина, восстановлен интерьер тех лет. Часовню освятил Митрополит Краковский, кардинал Станислав Дзивиш, а Конгрегация Сестёр Божией Матери Милосердия передала в часовню реликвии Миссионерки Божьего Милосердия. На внешней стене часовни установлена памятная доска по проекту Чеслава Дзьвигая, напоминающаю о пребывании св.Фаустины в этой больнице; в часовне же специальная таблица указывает на место, где молилась святая.
Сестра Фаустина дважды пребывала в этой больнице, в 1936 и 1938 годах. Она провела здесь более восьми месяцев под заботливой опекой доктора Адама Сельберга и тогдашнего медперсонала – сестёр-сердцанок. Сестра Фаустина лежала в изоляторе в I и III здании для туберкулёзных больных возле часовни, которую немцы снесли во время II мировой войны, когда заняли больницу. С того времени осталась лишь часовня Святейшего Сердца Иисуса, в которой Сестра Фаустина часто молилась во время своего пребывания в больнице. Здесь она написала многие страницы своего «Дневника» и пережила многочисленные мистические благодати, в том числе исповедь Иисусу, пришедшему под видом о.Ю.Андраша, и принятие Святого Причастия, которое ей приносили Серафимы. Сестра Фаустина покинула больницу 17 сентября 1938 года. На прощание д-р Адам Сельберг попросил у неё образок св.Терезы от Младенца Иисуса, стоявший у неё на тумбочке. Медсестра протестовала, заявив о необходимой дезинфекции. Тогда доктор Сельберг ответил: «Святые не заразны».
Возвращение в Лагевники
По каким улицам Сестра Фаустина возвращалась в монастырь в Лагевниках, сегодня определить трудно. Возможно, она ехала повозкой по улице Нарутовича, по Аллеям Трёх Пророков, через Матечне, по улице Закопянской в монастырь по ул.Любомирского, так тогда называлась сегодняшняя ул.Сестры Фаустины. Дело в том, что она по крайней мере несколько раз проезжала через город, по маршруту от Лагевников до Прондника. Во всяком случае, один раз она проезжала возле церкви св.Иосифа в Подгуже. И мы, путешествуя по пути св.Сестры Фаустины, хотя бы мысленно – если не физически – вернемся в монастырь в Лагевниках, где 5 октября 1938 года умерла Миссионерка Божьего Милосердия. Ранее она объявила, что со смертью её миссия не закончится, но начнется. Бедная земля, я не забуду о тебе, хотя чувствую, что сразу же полностью утону в Боге, как в океане счастья, но это не будет для меня помехой тому, чтобы вернуться на землю, и придавать душам смелости, и побуждать их к упованию на милосердие Божие. Именно это погружение в Бога даёт мне безграничные возможности для действия (Дн. 1582). Сегодня в её миссию проповеди послания Милосердия включаются миллионы людей по всему миру. В Санктуарии в Лагевниках эту миссию выполняют не только сёстры Конгрегации Божией Матери Милосердия, но и Ректорат под руководством епископа, созванный Краковским Митрополитом. Это задание Его Святейшество Иоанн Павел II возложил на всех почитателей Божьего Милосердия, которые прибудут сюда из Польши и всего мира. Будьте свидетелями Милосердия!
Разработка маршрута и тексты: с. M. Эльжбета Сепак ISММ
Перевод: Натальи Корбецкой