Сестра Фаустина желала быть великой святой, почитаемой в Церкви (см. Дн. 150). Она не только много раз писала о своём стремлении к святости, но и с большим упорством стремилась к ней. Мой Иисус, – писала св.Фаустина, – Ты же знаешь, что с ранних лет я желала быть великой святой, то есть желала любить Тебя такой большой любовью, какой Тебя ещё не любила ни одна душа. (Дн. 1372).
Она умерла, почитаемая как святая, 5 октября 1938 года, в возрасте 33 лет. Молва о святости её жизни возрастала неотрывно от того, как распространялось почитание Божьего Милосердия в предложенных ею формах. К её могиле на монастырcком кладбище в Кракове-Лагевниках стекались паломники, и посредством её заступничества испрашивали многие благодати.
21 октября 1965 года краковский митрополит, кардинал Кароль Войтыла, делегировал епископа Юлиана Гроблицкого начать информационный процесс о жизни и добродетелях Сестры Фаустины. В ходе процесса было опрошено 45 свидетелей её жизни, собраны письма и расследовано отсутствие публичного культа. 25 ноября 1966 года останки Рабы Божьей были перенесены из гробницы монастырского кладбища в часовню монастыря. 20 сентября 1967 года под председательством кардинала Кароля Войтылы состоялось торжественное заседание на уровне епископата, завершающее информационный процесс. Процессуальные акты были отправлены в Рим, и 31 января 1968 года Конгрегация по делам канонизаций святых начала процесс беатификации. 7 марта 1992 года Его Святейшество Иоанн Павел II обнародовал декрет о героичности добродетелей Сестры Фаустины, 21 декабря этого же года – декрет о чуде, и установил дату беатификации: 18 апреля 1993 года, в Риме.
Сестра Фаустина за много лет до беатификации так описала в «Дневнике» свой путь к святости: Однажды я увидела целые толпы людей в часовне, и около неё, и на улице – всем не хватало места. Часовня была празднично убрана. Около алтаря было много духовных лиц, а дальше стояли наши сёстры и представители других конгрегаций. Все ждали кого-то, кто должен был занять место в алтарной части. Неожиданно я услышала зов, что это я должна занять место в алтарной части, но как только я вышла из обители – или из коридора, – чтобы перейти через двор и пойти в часовню на обращенный ко мне зов, как тут же все люди стали бросать в меня кто чем: грязью, камнями, песком, вениками – так, что в первый момент я заколебалась, идти ли мне дальше, но голос взывал ко мне еще настойчивее, и, несмотря ни на что, я смело пошла вперед. Когда я переступила порог часовни, меня стали бить – и настоятельницы, и сёстры, и воспитанницы, и даже родители, кто чем мог, так что – хотела или нет – но я должна была быстро вступить на место, предназначенное для меня в алтарной части. Как только я заняла это место, сразу те же самые люди – и воспитанницы, и сёстры, и настоятельницы, и родители – все стали простирать свои руки ко мне и просить о милостях, а я не ставила им в вину, что они бросали в меня, и даже чувствовала удивительную любовь именно к тем, кто меня понуждал быстрее оказаться на предназначенном месте. В этот момент безотчетное счастье залило мою душу, и я услышала такие слова: Делай, что хочешь, раздавай милости, как хочешь, кому хочешь и когда хочешь. И тут же видение исчезло. (Дн. 31).
1. Хочу быть святой
Сестра Фаустина с самого детства хотела стать великой святой. O своих желаниях она многократно беседовала с Иисусом. Она понимала, что святость заключается не в откровениях и чрезвычайных милостях, поскольку святость возможна только при внутреннем соединении своей воли с волей Бога, Ни милости, ни откровения, ни восторги, – писала она, – и никакие дары, которые даются ей [душе], не делают её совершенной, а происходит это только при внутреннем соединении души с Богом. Эти дары служат только украшением души, не составляют её сущности либо совершенства. Мои святость и совершенства основаны на тесном соединении моей воли с волей с волей Божией. (Дн. 1107). С железной последовательностью она стремилась к исполнению этой цели, в совершенстве используя раз- нообразные обстоятельства жизни. Не пренебрегала незначительными, малыми событиями повседневной жизни, поскольку утверждала: Никогда не будет здание хорошим, если мы отбросим маленькие кирпичики (Дн. 112). Она знала, что её святость является исключительно делом Бога, поэтому с полной уверенностью обращала все к Нему свои молитвы и все усилия для достижения этой цели. Из этих духовных упражнений я хочу выйти святой, – решила она для себя твёрдо, – и, несмотря ни на что – то есть, несмотря на мое ничтожество – я хочу остаться святой и верю, что милосердие Божие даже из такой ничтожной, как я, можно сделать святую, ведь я обладаю доброй волей. Несмотря на все поражения, я хочу сражаться, как святая душа, и хочу поступать, как святая. Ни в чём я не буду разочаровываться, как не разочаровывается святая душа. Я хочу жить и умереть, как святая душа, глядящая на Тебя, Иисус, распятого на кресте, как пример того, как ей следует поступать (Дн. 1333).
Стремление к святости, то есть к единению с Богом, было не проявлением её эгоистических желаний, а глубоким пониманием предназначения человека, которого Бог по милости Его призывает к единению с Ним в этой жизни и в вечности, а также проявлением общей ответственности за Церковь, за спасение душ. Сестра Фаустина хорошо понимала, какое огромное влияние на жизнь Церкви оказывает святость либо отсутствие святости каждого из членов Мистического Тела Христова. Я стремлюсь к максимальному совершенству, чтобы быть полезной Церкви, – писала она в «Дневнике». – (…) Святость или грех каждой души в отдельности сказывается на всей Церкви. Наблюдая себя и тех, кто находится возле меня, я поняла, какое большое влияние я оказываю на другие души – не какими-то героическими поступками, поскольку они сами по себе поразительны, а такими мелкими, как движение руки, взгляд и множество других вещей, которых я не называю, но они действуют и отзываются в других душах – я сама это замечаю (Дн. 1475).
Последовательное стремление к святости также признавали её сестры. Они отмечали её добродетель, верность молитве и монашескому уставу, сохранение внутреннего мира и равновесия в любой ситуации, по-детски чистое доверие Богу и огромную любовь к ближнему. Они просили её о заступничестве перед Господом, так как были убеждены в её близости с Богом и в том, что её молитва не останется без ответа (Дн 1673). Сестра Фаустина молилась о появлении святой в своей конгрегации, и много раз обращалась с этой просьбой к Иисусу Христу. В одно мгновение, – пишет она в «Дневнике», – мою душу охватила огромная тоска по тому, чтобы и у нас была святая. Я расплакалась, как дитя, из-за того, что у нас нет святой, и сказала Господу: «Я знаю Твою щедрость, но кажется, словно к нам Ты менее щедр», и я снова расплакалась, как малое дитя. – И Господь мне сказал: «Не плачь, ты являешься этой святой» (Дн. 1650).
Уже во время земной жизни Иисус не только заверил её, что она будет святой, но и в пророческих видениях дал ей познать путь вознесения на алтарь и даже ход торжества её беатификации и канонизации (см. Дн. 31, 1045, 1047-1048).
2. Почитаемая как святая
Сестра Фаустина умерла в Кракове, 5 октября 1938 года, в 22 часа 45 минут, почитаемая при жизни как святая. Свидетелями её перехода в дом Отца Небесного были с.Амелия Соха – и с.Евфимия Трачинская, которая хотела увидеть, как умирают святые, поэтому хотела быть в минуту смерти подле Сестры Фаустины. Однако она была молодой сестрой и не могла рассчитывать на то, что настоятельница согласится на её дежурство возле больной туберкулезом. Поэтому с.Евфимия попросила души, пребывающие в чистилище, разбудить её, когда приблизится смерть Сестры Фаустины. В своих воспоминаниях так описывает это событие: Я пошла спать в обычное время и сразу заснула. Вдруг кто-то меня будит: – Если хочешь быть в час смерти при Сестре Фаустине, то вставай. Я сразу поняла, что это ошибка. Сестра, которая пришла будить с.Амелию, перепутала кельи и пришла ко мне. Я тут же разбудила с.Амелию, надела халат, чепчик и быстро побежала в комнату для больных. После меня пришла с.Амелия. Это было около одиннадцати часов ночи. Когда мы туда пришли, Сестра Фаустина как бы слегка приоткрыла глаза и чуть-чуть улыбнулась, а потом склонила голову, и всё... Я посмотрела на с.Амелию, но ничего не сказала, мы продолжали молиться. Восковая свеча всё время горела. Вскоре пришла матушка настоятельница Ирена, а сестра, которая дежурила возле Сестры Фаустины, ещё, наверное, кого-то будила. Вместе с настоятельницей мы ещё долго молились.
В «Книге усопших» сёстры, описывающие жизнь с.Фаустины для потомков, записали: Св.п. Сестра Фаустина в отношениях с Богом достигла полного единения с Ним посредством милосердной любви и тому, что в каждом событии или распоряжении настоятелей распознавала Божью волю. В санатории оставила самые лучшие воспоминания о себе благодаря своей кротости и благодарности за всё. Также в «Юзефове», несмотря на тяжкие страдания, просила, чтобы мы не утруждали себя опекой над нею, и только несколько последних ночей сёстры несли дежурство. На вопрос о том, сильно ли страдает, сказала: «Да, я очень страдаю, но мне с этим хорошо». Несмотря на огромную жажду, не пила принесённую воду, ограничиваясь только смачиванием уст. Хотя организм был полностью истощён и поглощён жаром, Сестра Фаустина до конца была сильна духом. В преддверии смерти, всматриваясь в небо, с улыбкой попросила медсестру спеть, и та, исполняя желание больной, спела: «Здравствуй, Источник …» – что очень порадовало больную. Посещающим её сёстрам не разрешала слишком близко к ней приближаться, дабы не заразились, говоря: «Пусть сестрица больше бережёт себя». До самого конца она укрепляла нас своей верностью монашескому правилу, а за свои проступки перед всеми нами смиренно попросила прощения. Из-за значительной стоимости проезда просила, чтобы никто из семьи не приезжал. Не чувствуя страха смерти, удивительно тихо уснула в Господе в 11-м часу перед полночью.
Похороны состоялись 7 октября, в день праздника Девы Марии Царицы Pозария. После поминальной службы, которую возглавил о.Владислав Войтонь SI, сёстры на собственных плечах отнесли гроб с телом Сестры Фаустины на монастырское кладбище в глубине сада.
Молва о святости жизни Фаустины вышла за стены монастыря в годы Второй мировой войны, когда о.Михал Сопочко, а затем Генеральная Настоятельница м.Михаэла Морачевская и о.Юзеф Андраш раскрыли миссию сестры Фаустины. С тех пор слава Сестры Фаустины всё возрастала, и вместе с этим живо развивалось почитание Божьего Милосердия в предложенных ею формах.
3. Процесс
Многие люди получали благодати через заступничество Сестры Фаустины и потому требовали, чтобы Конгрегация приложила все усилия для начала процесса беатификации. С этим вопросом м.Михаэла Морачевская 9 января 1947 года обратилась к Примасу, кардиналу А.Хлёнду, который ответил ей так: Подождите, ещё не время. Собирайте документы, набирайте материалы, чтобы у вас всё было готово, когда пора придёт. В соответствии с указаниями отца-Примаса, Генеральная настоятельница Сестёр Божьей Матери Милосердия поручила собирать данные, касающиеся с.Фаустины, записывать воспоминания, собирать информацию о благодатях, полученных по её заступничеству. Сестра Бернарда Вильчек, собирая воспоминания её семьи и тех, кто знал Хеленку Ковальскую с детских лет и во время её службы, посетила в 1948 году родительский дом Сестры Фаустины и семью, в которой та работала. Между 1952-м и 1965-м годами были собраны воспоминания сестёр, подтверждённые под присягой.
Следующая Генеральная настоятельница Конгрегации, м.Роза Клобуковская, обратилась к Генеральному настоятелю паллотинов о.Войцеху Турковскому с просьбой назначить постулатора для дела Сестры Фаустины. Им стал о.Станислав Сувала, назначенный 22 мая 1951 года. Вице-постулатором первоначально был о.Мацьковский, но по состоянию здоровья он не мог выполнять эту функцию, и его заменил о.Алоиз Жуховский. В том же году архиепископ Ромуальд Ялбжиковский высказал неодобрительное мнение о поклонении Божьему Милосердию, и в последующие годы стали возрастать трудности, связанные с культом Божьего Милосердия и его инициатором – Сестрой Фаустиной. По мнению Святой Палаты, чрезмерная «пропаганда» поклонения Божьему Милосердию, переданная в новых формах, была ненужной. Копии рукописи «Дневника» Сестры Фаустины были оформлены неточно, а их переводы на французский и итальянский языки изобиловали ошибками. Именно по этой причине 6 марта 1959 года Апостольский Престол провозгласил Нотификацию, запрещающую распространение набожности в духе Божьего Милосердия в формах, предложенных Сестрой Фаустиной.
Казалось, что эта Нотификация перечеркнёт процесс вознесения Сестры Фаустины на алтарь. Но, тем не менее, слава её святости порежнему продолжала расти, люди через её заступничество получали многие благодати и по-прежнему добивались открытия процесса беатификации. В этой ситуации кардинал Кароль Войтыла во время третьей сессии II Ватиканского Собора обратился к префекту Святой Палаты кардиналу Оттавиани с вопросом: исключает ли Нотификация от 1959 года возможность проведения процесса беатификации? О результате этой беседы он так сказал с.Беате Пекут: Мне было не только разрешено, но приказано начать процесс сестры Фаустины, и как можно скорее, пока ещё живы свидетели. Однако он распорядился не предоставлять «Дневник» никому – даже священникам, и никому не цитировать отрывков из него – ни в молитвах, ни на вкладышах, ни на образках. Зато необходимо было составить молитву о беатификации Сестры Фаустины и попытаться получить одобрение на её распространение.
В «Календаре жизни Кароля Войтылы» от 22 августа 1965 года находится запись: Меня штурмуют относительно процесса, поэтому все это дело я передал суфрагану, викарному епископу о.Юлиану Гроблицкому, который 21 октября 1965 в качестве председателя торжественного заседания, начал Информационный процесс о жизни и достоинствах Сестры Фаустины. Председателем суда был прелат Юзеф Щотковский, Промотором веры – о.Ежи Мрувчинский (воскресенец) и о.Валериан Мороз (михалит), судьями – о.прелат Станислав Домбровский, о.Людвик Пехник, о.Ансельм Кубит (францисканец), о.Бонавентура Кадея, нотариусами – о. Августин Дзендзель (салезианин ), о. Антоний Дабия, о.Стефан Маршовский. За время 75 заседаний суда было опрошено 45 свидетелей жизни Сестры Фаустины, собраны письма и проведён процесс об отсутствии публичного культа. Окончание процесса наступило 20 сентября 1967 года на торжественном заседании под председательством кардинала Кароля Войтылы, архиепископа Кракова. После св.Мессы и подписания актов процесса, что было осуществлено в часовне краковских архиепископов, члены суда пришли как паломники к могиле Сестры Фаустины, чье тело после эксгумации 25 ноября 1966 года находилось в часовне монастыря Конгрегации в Лагевниках.
Записи были переданы в Конгрегацию по делам канонизаций, которая 31 января 1968 года официальным указом открыла процесс беатификации Слуги Божьей. Постулатором был о.Антоний Мрук, преподаватель Папского Григорианского университета в Риме (с 18 февраля 1967 г.), а вице-постулатором стал Исидор Боркевич OFMConv (Орден конвентуальных францисканцев), работавший в Польше уже во время информационного процесса. С самого начала этого процесса Конгрегация по делам канонизаций несколько раз очень скрупулёзно консультировалась с Конгрегацией вероучения и Польской епископской конференцией.
Первоочередной задачей процесса в Риме было изучение трудов Слуги Божьей, особенно её «Дневника», а также его критического издания. Анализ богословских сочинений Сестры Фаустины подготовил о.проф. Игнатий Ружицкий, поначалу скептически относившийся к Слуге Божьей. В обширном исследовании, составляющем 500 страниц печати in folio, автор, тем не менее, отстаивал подлинность и сверхъестественный характер откровений Сестры Фаустины. Эта работа принесла ему особое признание в Конгрегации, – подчеркнул постулатор. Второй цензор также дал положительное заключение о «Дневнике». Согласно этим мнениям, 19 июня 1981 года Конгрегация издала указ, подписанный кардиналом префектом П.Палаццини, разрешающий продолжение процесса беатификации. В 1981 году в Риме было опубликовано первое издание «Дневника» Сестры Фаустины на польском языке. Это издание стало основой для переводов на иностранные языки – в том числе на итальянский – для продолжения процесса беатификации.
Следующим этапом процесса было приготовление т.н. выписки из реестра информационного процесса, редакцию которого взял на себя адвокат Римской Роты Луиджи Джулиани. Работа была завершена 27 ноября 1984 года. А над слушаниями о героичности добродетелей работал назначенный 21 июля 1984 года о.Михал Махеек ОCD (кармелит).
В ноябре 1977 года кардинал Кароль Войтыла обратился к Конгрегации вероучений, спрашивая, возможен ли пересмотр Нотификации от 1959 года. Конгрегация ответила на эту просьбу утвердительно, и, после тщательного рассмотрения дела и личного послания польского Примаса кардинала Стефана Вышинского, 15 апреля 1978 года сообщила об отмене запретов, тем самым разрешая распространение культа Божьего Милосердия в формах, предложенных Сестрой Фаустиной. Таким образом, сбылось пророчество Слуги Божьей, записанное в её «Дневнике» (Дн. 378).
В процессе беатификации был изучен также и процесс чудесного исцеления миссис Морин Диган. Сперва епархиальные процессы прошли в Кракове, где произошло чудесное исцеление, и в Бостоне – в епархии, к которой принадлежала исцелившаяся, а затем – в Риме.
7 марта 1992 года Его Святейшество Иоанн Павел II обнародовал декрет о героических добродетелях сестры Фаустины, и 21 декабря 1992 года – декрет о чуде, полученном посредством её заступничества, и установил дату беатификации: 18 апреля 1993 года.
Историю процесса беатификации сестры Фаустины описал постулатор о.Антоний Mruk SJ в своей работе: Трудный путь беатификации Слуги Божьей сестры Фаустины Ковальской, в: Миссия сестры Фаустины. Симпозиум Божьего Милосердия Краков-Лагевники 18-20 X 1988, Краков 1991, стр. 9-22.
Комиссия теологов цензоров – 6 декабря 1991
Комиссия кардиналов – 18 февраля 1992
с.М.Эльжбета Сепак ISММ
Перевод: Натальи Корбецкой