Из харизмы св.Сестры Фаустины выросла не только новая школа духовности, но также Апостольское Движение Божьего Милосердия. Оно различными способами продолжает её миссию – провозглашать миру Божье милосердие, свидетельствуя о нём своей жизнью, поступками, словами и молитвой.
Идея этого Движения была открыта Сестре Фаустине в 1935 году в Вильнюсе, когда Иисус пожелал, чтобы была основана такая конгрегация, которая бы провозглашала миру Милосердие Бога и испрашивала его для мира (Дн. 437). Поначалу Сестра Фаустина полагала, что ей надлежит оставить свою Конгрегацию и основать созерцательный монастырь, для которого она даже написала краткий монашеский устав. Однако постепенно она приближалась к пониманию, что речь идёт не об одном лишь монастыре или одной конгрегации. В письме своему духовнику о.Михалу Сопочко в начале 1936 года она писала: Я ясно вижу, что будет не только мужская и женская конгрегация, но вижу, что будет большое сообщество мирян, к которому могут принадлежать все и делами напоминать [миру] о милосердии Бога, творя милосердие друг другу. Пусть Вам эти мысли не кажутся сумасшествием, ведь они – чистая правда, которая уже скоро будет воплощена в дела, и даже если бы у меня не было никого в поддержку, то всё равно ничто меня не разочаровывает, поскольку для меня достаточно, что такова воля Божия. Однако она и дальше полагала, что её ролью в этом деле будет основание созерцательного монастыря. Стремление исполнить это задание стало основой, на которой в её жизни состоялось пассивное очищение духа (разума и воли), после чего она достигла вершин единения с Богом: мистической помолвки и обручения. В конце концов, благодаря мистическому опыту она ясно поняла, что хоть это дело и будет единым, но «оттенков» у него будет три. Первый представляют собой созерцательные монастыри, где души, отдалившиеся от мира, будут жертвенно гореть перед Престолом Божиим и испрашивать милосердие для всего мира… Испрашивать благословение для священников и своей молитвой приготавливать мир к последнему пришествию Иисуса (Дн. 1155). Второе направление составят деятельные общины, которые, соединяя молитву с делами милосердия, будут стремиться пробудить в эгоистичном мире любовь и милосердие Иисуса (Дн. 1156). К третьему же могут принадлежать все люди, не связанные обетами, которые будут нести миру милосердную любовь Бога самой своей жизнью, наполненной молитвами и осуществлением милосердия. Участник этого направления должен ежедневно совершать хотя бы один милосердный поступок – впрочем, их может быть и больше, поскольку (…) его легко совершить (Дн. 1158).
Как возникло Апостольское Движение Божьего Милосердия
Чтобы миссия провозглашения миру послания Милосердия была исполнена, Бог через харизму и мистический опыт Сестры Фаустины создал в Церкви дело, именуемое сегодня Апостольским Движением Божьего Милосердия. Этот замысел не был с самого начала ясно дан в откровении, но созревал постепенно, проходя различные стадии развития: от основания новой созерцательной конгрегации до определения структуры движения, включающего в себя монастыри закрытого типа, деятельные общины и людей, живущих в миру.
Сама идея такого дела возникла в 1935 году. Сестра Фаустина тогда пребывала в монастырском Доме в Вильнюсе. Она была одарена благодатью созерцания, глубокой жизни с Богом, а также частичным исполнением пожеланий Господа Иисуса. Ведь уже был нарисован Его образ, и в первое воскресенье после Пасхи, 26-28 апреля 1935 года, он был всенародно прославлен в Острой Браме. Однако радость Сестры Фаустины омрачалась предчувствием нового задания. Я испугалась его величия, почувствовала себя абсолютно неспособной его исполнить (Дн. 429). И тогда она услышала слова Господа Иисуса: Ты приготовишь мир к Моему последнему пришествию. Эти слова взволновали меня до глубины души, и хотя я притворялась, словно их не слышала, однако хорошо их понимала и нисколько в этом не сомневалась (Дн. 429).
В день торжества Сошествия Святого Духа, 9 июня 1935 года, она услышала следующее поручение, на сей раз – в виде конкретного задания: Вместе со своими сподвижницами ты будешь испрашивать милосердие для себя и мира (Дн. 435). Исполняя до того времени харизму своей Конгрегации, Сестра Фаустина заботилась прежде всего о девушках и женщинах, нуждающихся в глубоком моральном обновлении, а потому нет ничего удивительного, что эти слова Господа Иисуса она восприняла как повеление основать новую конгрегацию, целью которой было бы испрашивание милосердия Божьего для всего мира.
Поскольку она не была уверена, хорошо ли поняла мысль Господа, и у неё не было ясного повеления поговорить об этом деле с исповедником, то целых двадцать дней Сестра Фаустина никому не раскрывала это поручение Иисуса. И лишь 29 июня, когда о.Михал Сопочко вызвал её на откровенность, она раскрыла ему свою тайну: Бог желает существования конгрегации, которая бы провозглашала миру Милосердие Бога и испрашивала его для мира, как записала она в «Дневнике» (Дн. 436). Во время этого разговора Господь Иисус, находившийся в комнате и выглядевший точно как на прославленном образе, подтвердил: Я желаю, чтобы существовала такая конгрегация (Дн. 437). Сестра Фаустина никоим образом не ощущала себя способной исполнить такое задание, а потому опасалась согласиться. Однако удивительно, что Иисус не обращал внимания на мои призывы, но Он дал мне озарение и понимание того, как Ему этого хочется, и Он не считался с моей слабостью, но дал мне понять, как много трудностей мне придется преодолеть (Дн. 437).
На следующий день после этого разговора с о.Сопочко (30 июня 1935 года) во время св.Мессы Сестра Фаустина снова увидела Господа Иисуса. Он сказал ей, что требует, чтобы эта конгрегация была основана как можно скорее (Дн. 438), а потом дал определение духа этой конгрегации – следование на Ним от яслей до смерти на кресте (Дн. 438), провозглашение миру Божьего милосердия и испрашивание его для всего мира (Дн. 438). Приняв Святое Причастие, Сестра Фаустина получила мистический опыт присутствия и благословения Пресвятой Троицы, после чего её оставили прежние страхи и опасения, слабость и беспомощность перед лицом этого задания. Придя в себя, я ощутила силу и смелость для исполнения воли Божией, ничто не казалось мне трудным (Дн. 439), – записала она.
Таковы обстоятельства возникновения Апостольского движения Божьего Милосердия. Его творцом и инициатором является сам Господь Иисус, открывающий перед своим «секретарём» замысел возникновения такой «конгрегации», то есть сообщества, члены которого будут следовать за Ним «от яслей до креста», а также проповедовать милосердие Бога и испрашивать его для всего мира. В первых явлениях Господь Иисус очертил основные рамки нового дела, его духовность и направление апостольского участия, установив его в эсхатологической перспективе: подготовить мир к Его второму пришествию.
Развитие идеи Апостольского Движения Божьего Милосердия
Обрисованную таким образом в первых откровениях идею нового дела Сестра Фаустина понимала однозначно: как повеление создать созерцательный монастырь. Даже слова св.Игнатия, которого она просила помочь в выполнении этого замысла Божьего, о том, что этот устав применим и в этой конгрегации (Дн. 488), не изменили её мышления. Она и дальше полагала, что речь идёт об основании нового монастыря, который был бы полностью занят заданием, о котором просил Господь Иисус. Тогда она не видела возможности исполнить полученное задание в своей Конгрегации либо же каким-то иным способом.
На рубеже ноября и декабря 1936 года Сестра Фаустина написала краткое изложение устава для созерцательного монастыря, принципы которого базировались на Конституциях её собственной материнской Конгрегации. Она изложила в этих правилах требования Господа Иисуса касательно заданий и духа новой конгрегации, а также постаралась определить самые важные, по её мнению, моменты, касающиеся подбора членов, этапов монашеской формации, молитв, покаяния, общинной жизни, апостольства и руководства. Уже при первом прочтении этого наброска конституций впечатляет радикальность, проявляющаяся в избирательности по отношению к членам, и в практике монашеской жизни, построенной на молитве, лишениях и суровом покаянии, а также на исполненном ревности апостольском участии в спасении душ.
В марте 1936 года Сестра Фаустина оставила Вильнюс, поехав сначала в Валендов, после в Дерды, а ещё позже в Краков. Уже из Валендова она в апреле 1936 года писала о.Михалу Сопочко: Я ясно вижу, что будет не только мужская и женская конгрегация, но вижу, что будет большое сообщество мирян, к которому могут принадлежать все и делами напоминать [миру] о милосердии Бога, творя милосердие друг другу. Она не переставала молиться за формирующееся дело и искать способы исполнить волю Бога. Разговаривала с исповедниками, настоятелями, а прежде всего – жертвовала в этом намерении огромные страдания «ночи духа». Она желала только одного: ясного распознания всего Божьего замысла касательно этого дела и исполнения того, чего в его рамках Господь ожидал от неё самой.
В конечном итоге она записала под датой 27 июня 1937 года, что во время святой Мессы Господь дал ей свет и глубокое постижение нового дела, не оставляя ни тени сомнения (см. Дн. 1154). Это дело едино, но словно бы в трёх направлениях. Первое из них составляют души, отдалившиеся от мира, которые будут жертвенно гореть перед Престолом Божиим и испрашивать милосердие для всего мира… Испрашивать благословение для священников и своей молитвой приготавливать мир к последнему пришествию Иисуса (Дн. 1155). Второе направление составят монашеские конгрегации, которые будут соединять молитву с делами милосердия. В частности, они будут защищать души детей от злого духа. В молитве и милосердных поступках должен заключаться их вклад в это дело (…). Они будут стремиться пробудить в эгоистичном мире любовь и милосердие Иисуса (Дн. 1156). К третьему направлению могут принадлежать все живущие на земле люди (Дн. 1157), не связанные никакими обетами; проявляя милосердие, они обретут все заслуги и привилегии, принадлежащие [всей] конгрегации (Дн. 1157). Член этой ветви должен совершать хотя бы один поступок милосердия в день – впрочем, их может быть и больше, поскольку каждому, и даже наибеднейшему, легко его совершить (Дн. 1158).
Именно в таком контексте и восприятии задания – единое, но в трёх оттенках, – можно объяснить расхождение в явлениях, полученных Сестрой Фаустиной. Один раз она видела церковь, а при ней монастырь на двенадцать монашеских келий (см. Дн. 563), в другой раз – забор какого-то дома без окон и дверей (см. Дн. 559), в следующем откровении – часовенку, где шестерым сёстрам о.Михал Сопочко уделял Святое Причастие (см. Дн. 613), ещё в одном – монастырь, который занимался детьми в возрасте от пяти до одиннадцати лет, защищая их от зла (см. Дн. 765). Ещё как-то она видела монастырь, в котором всё было очень бедным и скромным, но дух был велик (см. Дн. 892). В последнем видении, связанном с этой темой, Сестра Фаустина, осматривая монастырь этой новой конгрегации, увидела просторные большие помещения. Живущие в этом монастыре пока ходили в мирских одеждах, но во всём царил монашеский дух (Дн. 1154). Этому последнему видению непосредственно предшествует полная запись структуры данного единого дела, в котором участвуют созерцательные монастыри, представители различных институтов богопосвящённой жизни и все, кто посредством молитвы и поступков включается в Иисусово дело милосердия.
Записью «Дневника» от 27 июня 1937 года заканчивается развитие идеи Апостольского Движения Божьего Милосердия, которая в высказываниях Господа Иисуса с самого начала понималась весьма широко – как идея движения, но в сознании Сестры Фаустины созревала постепенно, проходя эволюцию от закрытого созерцательного монастыря, через деятельные общины, вплоть до включения в это дело также и мирян.
Следует отметить, что в письменном наследии Сестры Фаустины не появляется слово «движение», она писала исключительно «конгрегация» либо «дело». Словом «конгрегация» пользуются Господь Иисус и Сестра Фаустина, однако каждый из них употребляет это слово в ином значении. Большинство людей, в том числе и сама Сестра Фаустина, воспринимали слово «конгрегация» (то есть «собрание», «сообщество») только как монашескую общину. Поэтому слова Христа: Я желаю, чтобы существовала такая конгрегация (Дн. 437) или же чтобы эта конгрегация была основана как можно быстрее (Дн. 438) Сестра Фаустина понимала буквально. Поэтому она полагала, что Господь Иисус требует возникновения новой монашеской конгрегации, заданием которой будет проповедь милосердия и испрашивание его для мира. Позже Сестра Фаустина писала, что к этой «конгрегации» должны принадлежать также и люди различных призваний, мужчины и женщины, и даже все живущие в мире. Эта разнообразность призваний указывает на иное значение данного определения, а именно – на значение библейское, отвечающее еврейскому «qahal», «собрание», которое использовал Господь Иисус в разговоре с Сестрой Фаустиной.
Еврейское qahal, согласно «Словарю библейского богословия», означает собрание, имеющее религиозную цель, чаще всего культовую. Это сакральное «собрание» можно характеризовать при помощи следующих определяющих черт:
– своим существованием оно обязано «созыву», или же «призванию» со стороны Бога;
– оно собирается вокруг Шатра Завета или же в святилище, объединённое убеждением, что Бог пребывает там;
– перед собравшимся народом Бог является и выражает свою волю, являя Себя (теофания) или же через облечённого авторитетом представителя;
– цели собрания – сакральные, просительные либо покаянные, и Бог последовательно освящает его.
Несложно заметить, что все определяющие черты библейского понятия «собрание» проявляются в высказываниях Господа Иисуса, записанных в «Дневнике» св.Сестры Фаустины. А посему Апостольское Движение Божьего Милосердия в представлении его Господом Иисусом является будто бы наново созванным собранием, новым «созывом» народа Божия. Этот народ на данном этапе истории должен достичь поставленной Богом цели и выполнить конкретно определённые задания. Ими же являются возрождение религиозной жизни, провозглашение тайны Божьего милосердия и испрашивание его для всего мира. Здесь стоит подчеркнуть, что эти задания были поставлены передо всей Церковью Его Святейшеством Иоанном Павлом II в его энциклике «Dives in misericordia».
Попытки воплотить идею Апостольского Движения Божьего Милосердия
Для Сестры Фаустины самым важным в жизни делом было верное исполнение воли Божьей. Все пожелания Господа Иисуса она представляла исповедникам и настоятелям, а позже последовательно и настойчиво стремилась их воплотить, невзирая на сложности, препятствия и страдания. Точно так же было и в случае исполнения замысла Апостольского Движения Божьего Милосердия, который – согласно её собственному распознанию – состоял в основании новой конгрегации. Она чувствовала себя обязанной сделать это даже тогда, когда поняла, что в это дело будут включены также мужские и женские общины и различные объединения мирян. Она полагала, что её роль в воплощении этой идеи будет состоять, собственно, в основании созерцательного монастыря, который целиком и полностью посвятит себя исполнению заданий, полученных от Господа Иисуса.
В сентябре 1935 года Сестра Фаустина представила данное дело викарию Вильнюсской епархии, архиепископу Ромуальду Ялбжиковскому. Он же признал тяжёлым искушением мысль о том, чтобы оставить материнскую Конгрегацию, а задание испрашивать Божье милосердие для мира, и в особенности для грешников, велел исполнять в собственном монастыре (см. Дн. 473). Вооружись большим терпением, – сказал он Сестре Фаустине, – если всё это от Бога, то – раньше или позже – оно приведёт к какому-либо результату (Дн. 473, 479).
В октябре 1935 года Сестра Фаустина выехала на восьмидневные реколлекции в Краков. Там у неё была возможность проконсультироваться у о.Юзефа Андраша SI, который ещё веред вечными обетами утверждал, что всё переживаемое ею в душе исходит от Бога. Краковский исповедник и в этот раз признал, что во всём этом деле не усматривает какого-то обмана, либо противоречий с верой. Само по себе это все хорошо, и даже было бы хорошо, если б существовала группа душ, просящих Бога за человечество, потому что все мы нуждаемся в молитве (Дн. 506). Одновременно он посоветовал ей большую осторожность, полную зависимость в действиях от настоятелей и молитву, чтобы точнее распознать Божий замысел (см. Дн. 506).
Отец Михал Сопочко, со своей стороны, включился в дело Апостольства после отъезда Сестры Фаустины из Вильнюса, стараясь получить разрешение у архиепископа Р.Ялбжиковского и позаботиться о соответствующих условиях для создания нового монастыря. Он распознавал ситуацию и советовал Сестре Фаустине дальше работать над тем, чтобы соглашаться с волей Божией, ничего не делать без чёткого согласия краковского духовника – о.Юзефа Андраша, сохранять большую осторожность и не торопиться, несмотря на сильное внутреннее побуждение действовать. Оценивая собственные усилия и старания, о.Сопочко искренне признался: Я пока что не вижу никакого прогресса в деле создания условий для той конгрегации, но надежду не теряю и делаю, что могу.
Сестра Фаустина также старалась исполнить эту волю Господа. Она разговаривала с Генеральной матерью и краковской настоятельницей, от которых получила разрешение на свободу действий, встреч и переписки. Она много общалась на эту тему с о.Юзефом Андрашем, от которого ожидала конкретных решений. Воспользовавшись канонической визитацией, когда в краковском Доме в начале мая 1937 года побывала Генеральная мать Михаэла Морачевская, Сестра Фаустина попросила дать ей разрешение покинуть Конгрегацию. Мать Генеральная настоятельница ранее не выражала своего согласия на это, опасаясь, что речь идёт о каком-либо соблазне. Она просила о знаке от Бога, благодаря чему могла бы распознать, что это дело не расходится с Его волей. Мать Михаэла полагала эту идею великой и прекрасной, однако роль Сестры Фаустины в нём она рассматривала скорее как скрытую пружину – а значит, ей вовсе не обязательно покидать свою Конгрегацию. И поэтому, поговорив 4 мая 1937 года с Генеральной матерью о своём выходе из монастыря, Сестра Фаустина услышала: До сих пор я всегда удерживала тебя, но теперь я предоставляю тебе свободу. Если хочешь, сестра, ты можешь оставить нашу конгрегацию, а если захочешь – можешь остаться (Дн. 1115). И тогда Сестра Фаустина решила, что она выйдет из Конгрегации, обратится к Его Святейшеству Папе с письменной просьбой освободить её от обетов, и выедет в Вильнюс, чтобы там основать новую конгрегацию. Однако, как только она вышла из кельи Генеральной матери, снова какая-то тьма объяла её душу. Удивительно, что каждый раз после того, как я прошу об этом выходе, мою душу охватывает тьма, и я чувствую себя так, словно остаюсь предоставлена себе самой. Находясь в этих душевных муках, я решила немедленно пойти к Матери и рассказать ей о своей странной муке и борьбе. Мать мне ответила, что этот выход является соблазном (Дн. 1115), а исповедник признал: возможно, Бог назначил не этот час. Нужно молиться и терпеливо ждать (Дн. 1117).
После этой очередной – и уже последней – попытки покинуть Конгрегацию Сестра Фаустина написала: Моих мучений никто не поймёт и не почувствует, и я этого не могу описать, но большего страдания быть не может. Страдания мучеников не больше моих, потому что смерть для меня сейчас была бы облегчением, и мне не с чем сравнить эти страдания, эту бесконечную агонию души (Дн. 1116).
И всё же, вопреки всем трудностям и неудачам, Сестра Фаустина была глубоко убеждена, что несомненной волей Божьей является возникновение этого дела. Она знала, что в своих непостижимых решениях Бог часто допускает, что те, кто предпринял в каком-либо деле больше всего усилий, не радуются плодам этого дела здесь, на земле. Всю их радость Бог оставляет для вечности (Дн. 1402). Отцу Михалу Сопочко она написала, что Бог доволен уже сделанным. Трудности и препятствия – это всего лишь испытания (…), но никогда не доказательство, что это дело неугодно Богу. Отступая в тень, не предпринимая уже каких-либо ярко выраженных усилий, она всё же осознавала, что Бог через неё начал своё дело. В последнем письме своему вильнюсскому духовному руководителю она написала: Ну а что касается (…) новой конгрегации, то у меня нет даже тени сомнения, что на это имеется явная воля Божия. Через нас Бог начал своё дело, а кто его завершит – нет нужды нам разведывать, но сейчас надлежит делать то, что в наших силах, и ничего более.
Воплощение этого замысла сопровождалось необычайно болезненными переживаниями «ночей духа». Они привели Сестру Фаустину на вершины мистики и позволили на духовном уровне осуществить основание Апостольского Движения Божьего Милосердия, заложить фундамент под возведение этого дела в Церкви. Ибо Господь Иисус был заинтересован не в том, чтобы Сестра Фаустина де факто основала новую конгрегацию, раз уже – несмотря на все её усилия и стремление исполнить волю Божию – не допустил этого. Речь была скорее о том, чтобы сформировать из неё самой образец для всех последующих апостолов Божьего Милосердия, пример безграничного упования на Бога и милосердия по отношению к ближним, образец проповеди жизнью и словом тайны милосердия Божьего и испрашивания его для мира. Такой вывод, похоже, подтверждается и тем фактом, что после того как Сестра Фаустина мужественно перенесла страдания очищающей ночи, получив в праздник Милосердия в 1938 году благодать полной свободы духа и записав окончательную структуру дела, – больше она к этому делу не возвращалась. Она умирала с чувством хорошо выполненного долга. Своему вильнюсскому исповеднику сказала в последнем разговоре, за несколько недель до смерти, чтобы он занялся главным образом вопросом культа Божьего Милосердия, а новой конгрегацией чтобы не занимался сверх нужного, поскольку ему будет дано узнать, кто и что в этом деле должен исполнить.
Полный текст – в книге: с.М.Эльжбета Сепак ISММ, «Новая «конгрегация» св.Сестры Фаустины. Апостольское Движения Божьего Милосердия», Краков 2002.
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs