Школа духовности – как указывает само название – означает определённый стиль христианской жизни, а также систему её формирования, в которой все элементы духовности (образ Бога, молитва, аскеза, набожные практики, межчеловеческие отношения и т.д.) тесно связаны между собой. У каждой школы духовности есть свой основатель, доктрина и ученики, живущие согласно её принципам. Школы принципиально различаются между собой тремя элементами: моделью святости, предлагаемыми средствами её достижения и указаниями касательно духовной жизни. К великим школам христианской духовности принадлежат, в частности, августианская, бенедиктинская, доминиканская, францисканская, кармелитанская, игнацианская. В наше время к ним присоединяется и школа св.Сестры Фаустины, возросшая из её харизмы и мистического опыта.
Школа духовности св.Сестры Фаустины имеет свое начало в тайне Божьего милосердия, являющейся основанием и средоточием этой духовности; эта тайна представляет собой сущностное единение всех элементов духовной жизни. Она формирует образ Бога, жизнь таинствами, молитву, межчеловеческие связи, аскетику – словом, всё, составляющее реальность связи между человеком и Богом. Поэтому школу духовности св.Сестры Фаустины отличают и определяют познавание тайны Божьего милосердия, созерцание её в повседневности, а также исходящая из этой тайны жизненная позиция упования на Бога и милосердия по отношению к ближним. Образ этой школы дополняют любовь к Церкви, к Евхаристии и набожность к Божией Матери Милосердия. Эти элементы наличествуют и в иных школах духовности, но школе св.Сестры Фаустины они придают характерный колорит милосердия.
Основательницу школы, св.Сестру Фаустину, воспитывал непосредственно сам Иисус. Он был её Наставником, учил её разными мистическими переживаниями и словами, формировал её духовность, дабы через неё показать образец христианского совершенства, полностью построенного на тайне Божьего милосердия. Школа св.Сестры Фаустины – глубоко евангельская, поскольку опирается на самый фундамент христианства (жизненную позицию упования на Бога и милосердие по отношению к ближним), и вместе с тем она универсальна, поскольку предназначена и доступна для каждого человека, без различия рода призвания, социальных условий и т.д. В этой школе формируют свою духовную жизнь нынешние апостолы Божьего Милосердия, несущие миру дар послания о милосердной любви Бога к каждому человеку.
Желая говорить о главных элементах духовности в школе св.Сестры Фаустины, мы должны прежде всего уточнить само понятие духовности. Словарное определение гласит, что духовность – это систематическая и вдумчивая практика молитвенной, набожной и согласной с предписаниями христианской жизни. Проще говоря, духовность заключает в себе всё то, из чего состоит исполнение религиозной жизни, ту действительность, в которой человек встречается с Богом. Излагая христианскую духовность, обычно принимают во внимание все элементы, касающиеся внутренней жизни, то есть молитву, аскетику, переживание тайн веры, литургию, способы подражания Христу, а также социальный фон, и сегодня ещё – психологическую обусловленность.
В истории христианской духовности говорится о школах, когда мы имеем дело со стройной системой методов аскетического труда и методов молитвы, ведущих к соединению с Богом. Школы духовности обычно связаны с харизмами таких орденов как бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы, кармелиты или иезуиты. Кроме школ, в истории духовности говорится также о направлениях, имеющих менее стройные учения о молитвенной жизни и аскетике. Историки христианской духовности характеризуют также духовность святых, определённых эпох в истории Церкви и даже отдельных народов – ибо каждая эпоха обладает собственным климатом духовной жизни, имеет свои идеалы святости, свой способ переживания истин веры, аскетику, молитвенные практики.
История христианской духовности говорит о великом богатстве и разнообразии переживания тайны Бога в жизни человека, о множестве путей, на которых человек встречает своего Творца и Спасителя, о различных методах молитвы и аскезы, ведущих к единению с Ним в любви и участию в Его миссии. Например, бенедиктинская школа внутренней жизни базируется прежде всего на литургии и размышлениях о ней, и её мотто ora et labora – молись и трудись – прекрасно передаёт стиль жизни людей, живущих этой духовностью. Доминиканская духовность подчёркивает огромную роль познания, власти разума, во внутренней жизни, в контакте человека с Богом; францисканцы подчёркивают труд человеческой воли, которая, по их мнению, исполняет более важную, нежели разум, роль на пути к единению с Богом. Кармелитанская школа сосредоточивается на молитве, ведущей к созерцанию Бога; игнацианская школа – на медитации, работе над собой и разумном сотрудничестве человека с Богом, которое является борьбой за Царство Божие на земле под знамёнами Христа.
Сегодня в жизни Церкви можно увидеть довольно пёструю мозаику различных духовностей. Среди них есть и давние школы, выросшие из харизм бенедиктинцев, францисканцев, доминиканцев, кармелитов, иезуитов, а также и новые духовности, привносимые в жизнь Церкви новыми общинами и движениями.
В этой чрезвычайно богатой панораме духовности современной Церкви весьма важное место занимает и духовность св.Сестры Фаустины. Историки, которым предстоит описывать духовность ХХ или XXI веков, должны будут коснуться образа этой скромной польской монахини, посланницы Божьего Милосердия, поскольку уже сегодня «невооружённым глазом» видно её влияние на религиозную жизнь нашей эпохи, причём не только в Польше, но и во всём мире. Говоря о духовности св.Сестры Фаустины, мы имеем в виду прежде всего основополагающие черты, каковыми являются познавание тайны Божьего милосердия и созерцание этой тайны в повседневности, усовершенствование в себе жизненной позиции упования на Бога и милосердия по отношению к ближним, любовь к Церкви и к Евхаристии, а также почитание Божией Матери Милосердия.
с.М.Эльжбета Сепак ISММ
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs