Познавание Бога в тайне Его милосердия является первейшим заданием в школе духовности св.Сестры Фаустины. Посланница Милосердия Божия исполняла его с помощью простых и нехитрых, но действенных средств: размышлений над Словом Божиим, духовного чтения, слушания конференций (так в латинской традиции называются тематические расширенные проповеди, в отличие от нашего понимания конференций как мероприятия. – Прим.пер.), размышлений над тайнами святого Розария и стояний Крестного Пути. Она использовала возможности, открывающиеся во время молитвенных дней и реколлекций, посредством глубокого восприятия святых Таинств и церковных торжеств на протяжении литургического года. Она познавала тайну Божьего милосердия не только исходя из текстов Священного Писания и Литургии Церкви, но также старалась осознавать проявления Божией любви в собственной жизни. В ежедневном испытании совести она спрашивала: что сегодня для меня сделал Бог? Благодаря такому познаванию тайны Божьего милосердия любовь Бога была для неё не то чтобы красивой, однако абстрактной истиной, – но становилась реальностью, присутствующей в её жизни, принимала конкретные формы в повседневности. Поступая так, Сестра Фаустина увидела, что вся её жизнь погружена в Божье милосердие. В нём купается моя душа, – писала она. – О Боже, я не знаю момента своей жизни, когда я не ощущаю Твоего милосердия (Дн. 697). Оно как золотая нить, проходящая сквозь всю нашу жизнь, которая сохраняет связь нашего естества с Богом (Дн. 1466). Святая прекрасно отдавала себе отчёт в том, что познавание тайны Божьего милосердия свершается не только благодаря собственным усилиям, но что труд человеческого разума должен поддерживаться благодатью Божией. Поэтому она молилась так: О мой Иисус, дай мне мудрость, дай мне большой ум, освещённый Твоим светом, только лишь для того, чтобы я Тебя, Господи, лучше узнала, потому что чем лучше я Тебя узнаю, тем горячее Тебя возлюблю (Дн.1030; ср. Дн.1474).
Мимо внимания Сестры Фаустины не проходило также и то, что Бога возможно познавать не только благодаря интеллекту, но и путём исполнения дел любви. Я узнала и испытала то, – записала она свои выводы в «Дневнике», – что души, живущие в любви, отличаются большим светом в постижении Промысла Божия – как в своей душе, так и в душах других людей. И простые души, не имеющие образования, отличаются этим знанием (Дн. 1191).
Такое познавание Бога в жизни Сестры Фаустины было усилено даром влитого созерцания, благодаря чему она весьма глубоко проникла в тайны нашей веры, чтобы дать познать её миру. Благодаря её записям, оставленным в «Дневнике», мы можем лучше познавать Бога в тайне Его милосердной любви к человеку.
К познанию тайны Божьего милосердия нас приуготавливает дар Святого Духа, уделяемый во святом Крещении; этим даром является сверхъестественная добродетель веры. Благодаря ей человек может познавать богооткровенные истины, и в их числе также милосердную любовь Бога к человеку. Конституции нашей Конгрегации Божией Матери Милосердия велят, чтобы сёстры часто размышляли над тем, что Бог сделал для спасения душ в момент сотворения, что Он сделал и как страдал ради искупления, и что Он готовит им в вечной славе. Верная монашескому Уставу, Сестра Фаустина размышляла над этим и познавала тайну Божьего милосердия – от дела творения, через дело искупления и до предназначения человека к вечной славе. Эти размышления над тайной милосердия Бога, обогащённые благодатью созерцания и мистическим опытом Бога, она записала на страницах своего «Дневника».
В нём Сестра Фаустина оставила оригинальные записи, говорящие о сотворении как о деле Божьего милосердия. Боже, – писала она, – Ты являешься счастьем сам для себя, для счастья Тебе не нужны никакие создания, поскольку Ты сам в себе являешь полноту любви, но из своего бездонного милосердия Ты вызываешь к жизни создания и даёшь им возможность участвовать в своём вечном счастье и в своей вечной Божественной жизни, которой Ты живешь, Единый Бог в Трех Лицах (Дн. 1741). Она непосредственно писала, что единственным мотивом призвания творений из небытия к бытию является милосердие Бога. Он сам для своего счастья ни в чём не нуждается, и если призывает что-либо к существованию, то единственно лишь потому, что является Милосердием, которое желает делиться даром существования, допуская разумные существа даже и до участия в своей жизни. Боже, который из своего милосердия пожелал вызвать к жизни человеческий род, Ты щедро одарил его естеством и благодатью, но Твоей доброте этого как бы недостаточно. Ты, Господи, в своем милосердии даешь нам вечную жизнь. Ты допускаешь нас к своему вечному счастью и дозволяешь нам участвовать в своей духовной жизни, причём делаешь это лишь из своего милосердия. Ты одариваешь нас своей благодатью только потому, что Ты добр и полон любви. Мы вовсе не были Тебе нужны для Твоего счастья, но Ты, Господь, хочешь поделиться своим счастьем с нами (Дн. 1743).
Сестра Фаустина познала, что в центре дела творения пребывает человек, ради которого Бог призывает к существованию всю вселенную. Даже ангелам своим Он повелел, чтобы хранили человека на всех путях его (ср. Пс 91,11). Поэтому Сестра Фаустина восхищалась милосердной любовью Бога к человеку и восклицала: О Боже, как щедро разлито Твое милосердие, и все это Ты сделал ради человека. Как сильно Ты должен любить этого человека, если Твоя любовь так старается для него (Дн. 1749).
В деле сотворения человека и мира Сестра Фаустина усматривала не только совершенство, могущество и мудрость Божию, но прежде всего – милосердие, которое было самым глубоким мотивом Его деяний. Бог из ничего призвал к бытию всё, руководствуясь только милосердием. Всё, что вышло из рук Создателя, – записала она в «Дневнике», – заключается в непостижимой тайне, то есть в глубинах Его милосердия. Когда я размышляю над этим, моя душа замирает, а сердце бьется от радости (Дн.1553).
К ещё большему восхищению Сестру Фаустину приводило размышление над тайной милосердия Божьего в деле искупления. Она прославляла Бога за дар воплощения Сына Божьего, пришедшего на землю ради исправления ошибки Адама, чтобы поднять падшее, погрязшее в грехах человечество. Милосердие побудило Тебя, – призналась она в разговоре со Спасителем, – самому сойти к нам и вознести нас из нашей нищеты. Бог сойдёт на землю, снизойдёт Бессмертный Царь царей (…). И совершается чудо Твоего милосердия, Господи. Слово становится Телом. Сам Бог как Слово Божие стал жить рядом с нами – Воплощенное Милосердие (Дн. 1745). Это принижение Бога из-за принятия человеческой природы является выражением Его милосердия, изобилием любви, которым восхищаются небеса (Дн. 1745). Ибо с той минуты Бог стал невероятно близок человеку, разделив с ним его земную жизнь во всём, кроме греха.
Наиболее полно тайна Божьего милосердия раскрывается в пасхальной тайне Христа. Боже, Который одним своим словом мог бы спасти тысячи миров, – писала в своих размышлениях Сестра Фаустина, – один вздох Иисуса удовлетворил бы Твоему правосудию, но Ты, Иисус, лишь из любви к нам принял страшную муку. Справедливость Твоего Отца была бы удовлетворена одним Твоим вздохом, а все Твои жертвы – это дело Твоего милосердия и непостижимой любви (Дн. 1747). Размышления над пасхальной тайной вело её ко всё большему проникновению в тайну Божьего милосердия, и потому Господь Иисус многократно поощрял Сестру Фаустину размышлять над Его Страстями (см. Дн. 149, 159, 267). Я желаю, – говорил Он ей, – чтобы ты глубже постигла Мою любовь к душам, которой горит Моё Сердце, и ты поймешь это, когда будешь размышлять о Моих Страстях (Дн. 186; ср. Дн. 1663). Сестра Фаустина и сама признавала, что благодаря размышлениям о Страстях Господних много света проливалось на её душу (см. Дн. 267), она лучше познавала Бога, и в частности – Его милосердную любовь, склоняющуюся над каждым человеком, особенно же над болеющим душой, поскольку именно такие пребывают в наибольшей нужде.
Размышляя о тайне милосердия Божьего в порядке спасения, Сестра Фаустина усматривала его в установлении Церкви, в слове Божием, в святых таинствах, особенно же в таинствах покаяния и Евхаристии. Я не могу не восхищаться тем, – признавала она, – что Господь входит в такое близкое общение со своим творением – это тоже говорит о Его бездонной доброте. Я всегда начинаю над этим размышлять, но никогда не заканчиваю, потому что моя душа полностью погружена в Него (Дн. 1523). Она познала, что всё, чем человек владеет, начиная с самого бытия и заканчивая наименьшей благодатью, он получает из милосердия Божьего. Величие этого милосердия открывалось перед нею в особенности тогда, когда она размышляла над ним по отношению к грешникам. О мой Иисус, – молилась Сестра Фаустина, – в любое сознание проникает Твоя доброта, а Твоего милосердия не исчерпает никто. Погибает та душа, которая желает погибнуть, потому что для того, кто желает спастись, существует неисчерпаемое море Господнего милосердия (Дн. 631).
Следствием дела сотворения и искупления является участие человека в славе Бога. И это также является даром Его милосердия. Во время размышления Господь дал мне ощутить счастье неба и святых, – писала она. – (…) Они любят Бога, единственный объект своей любви, но вместе с тем заботливо и сердечно любят нас… Радость от Облика Божия нисходит ко всем, потому что мы видим Его в лицо. Этот Облик так сладок, что душа испытывает восхищение (Дн. 1592).
Систематическое вникание в тайну Божьего милосердия пробуждало в её сердце голод: Чем лучше Тебя узнаю, тем меньше Тебя понимаю, но потому, что понять Тебя не могу, я больше осознаю Твоё величие (Дн. 278). Сестра Фаустина познала истину о том, что Бог является тайной, постичь которую не в состоянии ни один человеческий разум. Но уже то познание, которое даёт человеку разум, освещённый верой, является достаточным, чтобы исповедовать вслед за Сестрой Фаустиной: О Боже, я узнала Тебя как источник милосердия, которым оживляется и питается любая душа. О, как велико Милосердие Господа, оно выше всех Его достоинств; милосердие – величайшее достоинство Бога, все, что меня окружает, говорит об этом (Дн. 611).
с.М.Эльжбета Сепак ISММ
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs