Словом «упование» в школе духовности св.Сестры Фаустины определяется отношение человека к Богу, а слово «милосердие» относится к межчеловеческим связям, полагающим свой источник, образец и мотивацию в милосердной любви Бога. Иисус сказал Сестре Фаустине: Я требую от тебя дел милосердия, которые должны проистекать из любви ко Мне. Ты должна всегда и везде проявлять милосердие к ближним, ты не можешь от этого устраниться, отказаться или отречься. Я даю тебе три способа осуществления милосердия по отношению к ближним: первый – поступок, второй – слово, третий – молитва; в этих трёх уровнях заключается полнота милосердия, которая является неоспоримым доказательством любви ко Мне. Таким образом душа прославит Моё милосердие и воздаст ему честь (Дн. 742).
В наше время распространено немало фальшивых понятий милосердия, часто соотносимых с попустительством, жалостью, отрицанием справедливости; поэтому заслуживающим внимания является то правильное и углублённое понимание милосердия, которое было у св.Сестры Фаустины. Для неё человеческое милосердие крайне тесно связано с милосердием Бога, и потому базируется на объективной истине – слове Божием. Оно исходит из того, что требования справедливости, являющейся основным мерилом любви, будут исполнены, и приносит плоды конкретных поступков. «Милосердие – это цветок любви» (Дн.651) либо поступок любви (ср. Дн.651), как писала Сестра Фаустина. В её жизни и письменном наследии свидетельствование милосердия ближним исходит прежде всего из достоинства нуждающегося человека, а потом уже из его телесных и духовных нужд. Достоинство каждого человека, данное ему Богом уже в силу сотворения и искупления, является той ценностью, которая объединяет и нуждающегося, и творящего добро. Увидеть в нуждающемся человеке достоинство, данное ему Богом и подчёркнутое Христом, – вот что имело принципиальное значение для практики милосердия, и именно это отличает персоналистическую школу милосердия св.Сестры Фаустины от иных моделей, возникших на протяжении истории Церкви.
Понимаемое таким образом милосердие – имеющее свой источник, образец и мотив в Боге, сосредоточенное на достоинстве человека – для Сестры Фаустины является образом жизни. А это значит, что речь идёт не только о творении актов милосердия время от времени или же по случаю, но о христианской позиции по отношению к другому человеку во всех его измерениях, позиции, всецело руководимой милосердной любовью. Я желаю вся обратиться в Твоё милосердие, – молилась Сестра Фаустина, – и быть Твоим живым отражением. О Господи, пусть этот самый великий дар Бога – Его неизмеримое милосердие – пройдёт через сердце и душу мою к ближним (Дн.163). Это преображение жизни в милосердие означает собственно образ жизни, а не только лишь какую-то черту в ряду иных.