Особенное место в школе духовности св.Сестры Фаустины занимает Мария, Матерь Милосердия. Набожность к Пресвятой Богородице Сестра Фаустина вынесла из родительского дома, а за годы монашеской жизни её марийная набожность получила особое развитие и обрела глубину. Этому способствовала не только духовность Конгрегации, чьей главной Покровительницей является Божья Матерь Милосердия, но также и очень личный контакт Сестры Фаустины с Марией. Во многочисленных явлениях, видениях, встречах Мария раскрывала ей тайны Божьего милосердия в своей жизни, поучала, укрепляла, сопровождала её в пророческой миссии Милосердия. По неизмеримому Милосердию Бога Я для вас – Мать (Дн. 449), – говорила Богородица. – Я не только Царица Неба, но и Мать Милосердия и твоя Мать (Дн. 330).
Мария для Сестры Фаустины была прежде всего Матерью Сына Божьего – Воплощённого Милосердия, а по милосердию Божьему также матерью каждого человека. Как заботливая и наилучшая Мать, и как Наставница духовной жизни, Мария учила её созерцанию Бога в своей душе, послушанию воле Божией, искусству возлюбить крест и заботам о тех добродетелях, которые являются определяющими для жизненной позиции доверия к Богу и милосердия по отношению к ближним. Я увидела Божию Матерь, которая мне сказала: О, как угодна Богу душа, которая верно идет за веянием Его благодати; Я дала миру Спасителя, а ты должна говорить миру о Его великом милосердии и готовить мир к повторному пришествию Того, Кто придет не как Милосердный Спаситель, но как Справедливый Судья. О, как страшен этот день! Назначен день правосудия, день гнева Божия, дрожат пред ним Ангелы. Говори душам об этом огромном милосердии, пока не пришло время помилования; если ты молчишь сейчас, ты будешь отвечать в тот страшный день за большое число душ. Ничего не бойся, будь верна до конца, Я сочувствую тебе (Дн. 635).
В день, когда Конгрегация избрала Марию своей небесной Генеральной настоятельницей (15 августа 1937 года), Сестра Фаустина в явлении увидела всех сестёр под покровом плаща Марии и услышала слова великого обетования: Каждая из вас, кто вплоть до смерти будет старательной в Моей конгрегации, избежит огня чистилища, и Я хочу, чтобы каждая из вас отличалась такими добродетелями: смирение и кротость, целомудрие, любовь к Богу и ближним, сострадание и милосердие. После этих слов передо мною исчезла конгрегация, и я осталась наедине с Пресвятой Богородицей, Которая стала учить меня воле Божией – как ей надлежит следовать в жизни, целиком повинуясь Его святым решениям. Невозможно нравиться Богу, не исполняя Его святой воли. «Дочь Моя, Я настойчиво прошу тебя верно исполнять все желания Божии, потому что это приятнее всего Его святым очам. Я очень хочу, чтобы ты в этом отличилась, то есть в верности, в исполнении воли Бога. Эту волю Бога предпочитай любым жертвам и всесожжениям» (Дн. 1244).
Набожность к Пресвятой Богородице – следующий значимый элемент в духовности Сестры Фаустины. Она училась этому с самого детства. В ранние свои годы она слышала по утрам отца, который прославлял Марию пением «Часов» в честь Её Непорочного Зачатия. В доме Ковальских было традицией петь в мае Лоретанскую литанию и вместе молиться на Розарии, когда наступал октябрь. В комнате рядом с распятием стояла статуэтка Матери Божией, перед которой семья ежедневно опускалась на колени, молясь; а перед домом на грушевом дереве висела маленькая часовенка, возле которой все собирались для молитвы в летнее время. Можно сказать, что Мария присутствовала в жизни Сестры Фаустины с колыбели, так что обращение к Ней в любой ситуации было чем-то совершенно очевидным. Поэтому, приехав в Варшаву на поиски места в монастыре, совета и помощи Сестра Фаустина просила прежде всего у Матери Божьей. Когда я вышла из поезда и увидела, как каждый человек идёт по своим делам, мною овладел страх – что делать? Куда идти, не имея ни одного знакомого? И я обратилась к Божией Матери: «Мария, веди меня, направляй меня». И в тот же миг в душе моей услышала слова, говорившие мне, чтобы я ехала за город в некое селение, где найду безопасный ночлег. Так я и поступила – всё оказалось, как и говорила Божия Матерь (Дн. 11). Описание того, как это всё произошло, свидетельствует о простом и близком общении 19-летней девушки с Матерью Божьей, равно как и об умении слушать Её советы.
На двадцатом году жизни Хеленка Ковальская вступила в Конгрегацию Сестёр Божьей Матери Милосердия, в которой её набожность ещё более развилась и углубилась. Ибо с момента вступления в монастырь она стала дочерью Той, Которая из поколения в поколение провозглашает милосердие, Которая знает его лучше кого бы то ни было, знает, как дорого оно стоило и насколько огромным оно является (ср. DM 9), Которая включила всю свою жизнь в спасительную миссию своего Сына. А будучи доброй дочерью, Сестра Фаустина училась у Матери, как исполнять своё призвание, как участвовать в миссии Господа Иисуса, открывающего миру тайну милосердного Отца, как сотрудничать с Ним в деле спасения потерянных душ, как любить Бога и людей.
Мария как Мать
Из всех, и весьма многочисленных титулов, которыми христиане прославляют Марию, в творческом наследии Сестры Фаустины чаще всего появлялся тот, что ближе всего человеческому сердцу: Мать, Матерь Бога и людей.
В Конгрегации, куда Господь Иисус призвал Сестру Фаустину, Пресвятую Богородицу Деву по-своему почитали под титулом Божьей Матери Милосердия. Ибо Она есть Та, Которая особым образом обрела милосердие, когда Бог сохранил Её от искажения каким-либо грехом, одарил полнотой благодати и вознёс до величия Матери Сына Божьего. Она дала миру Воплощённое Милосердие. Наряду с этим Мария является Той, Которая совершенно исключительным образом – через жертву своего сердца – приобщилась к Божественному милосердию (DM 9), когда Ей было суждено стоять на Голгофе под крестом своего Сына. Поэтому Она наиболее глубоко познала тайну Божественного милосердия. Она познала всю его цену, все его величие (DM 9). Мария также через своё таинственное и в то же время ни с чем не сравнимое участие в мессианском делании своего Сына была, особым образом, призвана приблизить к людям ту любовь, ради Откровения которой пришел на землю Её Сын (DM 9). Поэтому сёстры Божьей Матери Милосердия, по примеру своей Пресвятой Покровительницы, почитают Марию именно под этим именем. Образ Марии, Матери Милосердия, представляет скульптура Девы с протянутыми к людям руками (готовыми оказывать им помощь), на которых покоится Её плащ, изначально означающий в иконографии символ опеки и милосердия Матери Божией по отношению к людям.
Сестра Фаустина всегда почитала Марию как Матерь Сына Божьего, Воплощённого Милосердия. Она никогда не воспринимала Марию как-либо отдельно, но всегда – соединённо с Иисусом, как Его Мать, участвующую в спасительной миссии своего Сына. Во многочисленных явлениях Пресвятая Дева часто приходила к Сестре Фаустине вместе со своим сыном (см. Дн. 608, 846 и др.) либо как Та, Которая ведёт к Нему, вся сосредоточенная на Нём и участвующая в Его деле спасения душ.
О роли Марии как Матери Милосердия Сестра Фаустина часто писала в своём «Дневнике», отмечая не только милосердие, обретённое Марией от Бога в наивысшей степени, но также и то, которым Бог через Неё одаривает людей.
Через Неё, как сквозь чистый кристалл,
К нам пришло Твоё милосердие.
Через Неё человек стал угоден Богу.
Через Неё к нам течет поток всяческих милостей (Дн. 1746).
Мария для Сестры Фаустины была не только Матерью Сына Божьего, но также и её собственной духовной Матерью. Истину о духовном материнстве Марии, которую исповедует святая Церковь, Дева Богородица особым образом напомнила Сестре Фаустине, представляя это как дар Божьего милосердия. В патрональный праздник Конгрегации, писала Сестра Фаустина, я увидела невыразимо прекрасную Пресвятую Деву, которая от алтаря приблизилась к моей скамеечке и, прижав меня к себе, сказала мне: «По неизмеримому Милосердию Бога Я для вас – Мать» (Дн. 449; ср. Дн. 805). Кроме того, Она сказала Сестре Фаустине: Дочь Моя, по поручению Бога Я должна особенным, исключительным образом быть для тебя Матерью, но Я желаю, чтобы и ты особым образом была для меня чадом (Дн. 1414).
Сестра Фаустина всем сердцем ответила на это желание Пресвятой Девы, став Её верной и любящей дочерью. После вечных обетов эта связь с Матерью Божией укрепилась ещё сильнее, что Сестра Фаустина выразила следующим образом: Матерь Божия, Пресвятая Мария, моя Матерь, теперь Ты особенным образом стала моей матерью, и это потому, что Твой возлюбленный Сын – мой Жених, а значит, мы оба – Твои дети. Из-за Сына Ты должна любить меня. Мария, моя самая дорогая Мать. руководи моей внутренней жизнью, чтобы она была угодна Твоему Сыну (Дн. 240).
Эта очень личностная связь Сестры Фаустины с Пресвятой Девой заметна в различных ситуациях её повседневной жизни, о которых наша Святая пишет в своём «Дневнике». Марии она отдавала свои радостные минуты, такие как принесение вечных обетов (см. Дн. 260), и минуты страданий, на которые она жаловалась Деве, не сомневаясь, что будет выслушана. Ей она вверяла всю свою жизнь: Мария, моя Матерь и моя Владычица, вручаю Тебе мою душу и тело, мою жизнь и смерть и то, что наступит после смерти. Всё предаю в Твои руки, о Матерь моя (Дн. 79). Она просила Богородицу об определённых дарах: чистоте сердца, души и тела (Дн. 79), защиты от врагов спасения (см. Дн. 79), о благодати быть верной во внутренних вдохновениях и верно исполнять волю Божью (см. Дн. 170). И всё это – для того, чтобы стать милее Иисусу и достойно прославлять Его милосердие перед всем миром на протяжении всей вечности (см. Дн. 220).
Пресвятая Дева многократно давала Сестре Фаустине ощутить свою материнскую любовь и опеку (ср. Дн. 798, 1114). Однажды меня посетила Божия Матерь. Она была печальна, с глазами, опущенными к земле, и Она дала понять, что должна мне кое-что сказать, а с другой стороны, дала мне понять, что как бы не хочет об этом говорить. Когда я это поняла, то стала просить Божию Матерь, чтобы Она мне сказала и чтобы посмотрела на меня. В тот же миг Мария посмотрела на меня с сердечной улыбкой и сказала: «Ты будешь испытывать некоторые страдания из-за болезни и врачей; также тебя ждет много страданий из-за этого образа – но не бойся ничего». На следующий день я заболела и сильно страдала, как мне и говорила Божия Матерь, но моя душа готова к страданиям (Дн. 316). Сестра Фаустина осознавала, что Мария как добрая Мать бдит над нею, заботится о ней, постоянно присутствует рядом со своим чадом. Она всегда со мной, – писала Сестра Фаустина. – Она как добрая Мать смотрит на все мои переживания и усилия (Дн. 798). Она настолько сильно ощущала себя ребёнком Матери Божией, что желала, дабы в монастыре – который она хотела основать – Мария была настоятельницей, а сёстры – Её верными дочерьми (Дн. 568). И так и случилось в её родной Конгрегации.
Мария разрешала своей духовной дочери участвовать в своих переживаниях и тайнах. В канун нового 1937 года Сестра Фаустина написала: После Святого Причастия Матерь Божия дала мне почувствовать свою печаль, которая у Неё была на сердце, в отношении Сына Божия. Но эта печаль была полна таким благоуханием повиновения воле Божией, что её можно назвать скорее наслаждением, чем печалью (Дн. 1437). В другой раз она записала: я познала радость Пресвятой Девы в момент Ее Взятия на небеса (Дн. 1244; ср. Дн. 182). Связь Сестры Фаустины с Пресвятой Девой была необычайно сердечной и тесной, построенной на большой близости, какая лишь может существовать между самой любящей Матерью и благодарной дочерью.
Мария – образец
и Наставница духовной жизни
С самых ранних веков христианства в Марии усматривали образец евангельской жизни, построенной на вере, надежде и любви, образ совершенного единения со Христом в Его жизни и апостольской миссии, пример послушания и поиска во всём воли Божией, повиновение вдохновениям Святого Духа, а также открытости на проблемы другого человека.
Для Сестры Фаустины Мария была прежде всего образцом полного упования на Бога, то есть исполнения го святой воли, и милосердия по отношению к людям. В Её Сердце, – писала она в «Дневнике», – не было иного движения, кроме угодного Богу (Дн. 1710; ср. Дн. 1437), хотя в течение жизни меч страданий не раз пронизывал Её душу (см. Дн. 915). Размышляя о жизни Марии, Сестра Фаустина также отметила, что совершенная жизнь верой, а тем самым – исполнение воли Бога, зависит от степени единения с Иисусом. О Мария, сегодня страшный меч пронзил Твою святую душу, но кроме Бога никто не знает о Твоём страдании. Твоя душа не надломлена, она мужественна, потому что пребывает с Иисусом (Дн. 915).
Пресвятая Дева была для Сестры Фаустины не только образцом полнейшего упования на Бога, высказанного в Её fiat, от Благовещения в Назарете до момента смерти Её Сына на Голгофе, – но также и образцом всех добродетелей, среди которых она особенно ценила чистоту (см. Дн. 161), смирение (см. Дн. 161), молчание и сосредоточенность духа (см. Дн. 1398), не афиширующее себя сотрудничество с Иисусом в деле спасения душ, полную посвящённость личности и делу своего Сына. Мария для неё была образцом девичьего посвящения себя Богу и вместе с этим – духовного материнства по отношению к душам, поэтому от Неё Сестра Фаустина училась любить души и терпеть даже величайшие жертвы ради их спасения.
Мария была для Сестры Фаустины не только объективным идеалом христианской жизни, в который надлежит всматриваться и отражать его своей жизнью, но и Личность, включённую в формирование её собственной духовной жизни. Потому называла Её своей Наставницей (см. Дн. 620), наставницей духовной жизни, которая не только теоретически обучает, как жить для Бога и для душ, но учит также и примером собственной жизни, и заступничеством в испрошении милостей. Поэтому Сестра Фаустина с полным доверием отдала Марии свою внутреннюю жизнь, прося Её о руководстве. О Лучезарная Дева, чистая, как кристалл, целиком погруженная в Бога, – так обращалась она к Матери Божией в молитве, – я предаю Тебе мою внутреннюю жизнь, руководи всем так, чтобы это было угодно Твоему Сыну (Дн. 844). Такие просьбы она повторяла многократно, Мария, как лучшая из матерей, учила её, как поступать, в чём упражняться, на что обращать внимание во внутренней жизни, и поддерживала её во всех этих усилиях, испрашивая необходимые благодати.
Мария учила её прежде всего открывать Бога в собственной душе. Божия Матерь учит меня, – писала Сестра Фаустина в «Дневнике», – внутренней жизни души с Иисусом, особенно в Святом Причастии (Дн. 840). Но не только в эти мгновения. В связи с подготовкой к празднованию Рождества Она предлагала Сестре Фаустине непрерывное созерцание Иисуса, живущего в душе: Дочь Моя, стремись к тишине и смирению, чтобы Иисус, постоянно живущий в твоём сердце, мог отдохнуть. Поклоняйся Ему в своём сердце, не выходи из самой себя (Дн. 785). Сестра Фаустина верно выполняла советы Матери Божией, Её поощрения общаться с Богом в своей душе, открывать там Его присутствие и мощь. Потому она и не искала Его где-то далеко, но всю свою внутреннюю жизнь сосредоточивала на том, чтобы развивать связь с Ним, живущим в её душе.
Пресвятая Дева приободряла её также к верному исполнению воли Божией. Дочь Моя, – говорила ей Богородица, – Я настойчиво прошу тебя верно исполнять все желания Божии, потому что это приятнее всего Его святым очам. Я очень хочу, чтобы ты в этом отличилась, то есть в верности, в исполнении воли Бога. Эту волю Бога предпочитай любым жертвам и всесожжениям (Дн. 1244). Дева учила принимать все повеления Бога как дитя, без каких-либо разъяснений, иначе Богу это не понравится (см. Дн. 529), ведь это было бы выражением недоверия Его мудрости, всемогуществу и любви. Мария сама показывала, на примере своей жизни, в которую позволила войти Сестре Фаустине, в чём состоит совершенное исполнение воли Божьей: не только во внешнем её выполнении, но и во внутренней гармонизации своей воли с волей Бога (см. Дн. 1437). Сестра Фаустина искренне признала, что это Мария научила её глубоко любить Бога и во всём исполнять Его святую волю (Дн. 40), без чего Ему невозможно быть угодным (см. Дн. 1244), и самой Матери Божией тоже. Наиболее угодна Мне та душа, которая верно исполняет волю Божию (Дн. 449), – сказала Дева Мария.
С верным исполнением воли Божией неразрывно связан крест. Поэтому Матерь Божья многократно учила Сестру Фаустину искусству принимать и переносить страдание, которое никого не минует. Ты знаешь, дочь Моя, что хотя Я удостоена чести называться Матерью Бога, однако семь мечей боли пронзили мое сердце (Дн. 786). Она советовала Сестре Фаустине всегда, даже в минуты радости, всматриваться в крест (Дн. 561), в Страсти Её Сына, и таким образом всё побеждать (см. Дн. 449). Приводя как пример свою собственную жизнь, Мария учила её не избегать и не сторониться крестов, но всегда их принимать, поскольку крест входит в план Божий. Принятый крест всегда ведёт к победе, к очищению души, а тем самым – к более тесному единению со Христом и более полной участи в Его спасительной миссии.
Как дочь Божией Матери Милосердия, Сестра Фаустина, кроме всего перечисленного, отличалась также добродетелями смирения, молчаливости, любви к Богу и к ближним, сострадания и милосердия (см. Дн. 1244). Моя любимая дочь, – говорила ей Богородица, – я хочу, чтобы ты упражнялась в трёх добродетелях, которые для Меня дороже всего и которые наиболее угодны Богу: первая – смирение, смирение и ещё раз смирение. Другая добродетель – целомудрие; третья добродетель – любовь к Богу. Как Моя дочь, ты должна особенно сиять этими добродетелями (Дн. 1414-1415).
Мария как наставница внутренней жизни уделяла Сестре Фаустине указания, касающиеся не только её личного совершенствования, но также и тесно связанной с ним апостольской миссии, доверенной ей Христом. Я дала миру Спасителя, – говорила Она, – а ты должна говорить миру о Его великом милосердии и готовить мир к повторному пришествию (…). Говори душам об этом огромном милосердии, пока ещё время помилования; если ты молчишь сейчас, ты будешь отвечать в тот страшный день за большое число душ (Дн. 635). После этих слов, исполненных серьёзности и ответственности, Пресвятая Дева поддержала Сестру Фаустину, говоря: Ничего не бойся, будь верна до конца, Я сочувствую тебе (Дн. 635). Сестра Фаустина получила миссию –провозглашать миру послание милосердия, свидетельствуя своей жизнью, словами, поступками и молитвой. Матери Божия укрепляла её в этом посланничестве, указывая на себя как на образец тайной жизни и неустанной заступнической молитвы. Ваша жизнь, – говорила Она Сестре Фаустине, – должна быть подобна Моей жизни, тихой и незаметной, нужно постоянно соединяться с Богом и просить за человечество, готовить мир ко второму пришествию Бога (Дн. 625). Иной раз Матерь Божия уже не просила молитвы, но требовала: Дочь моя, я жду от тебя молитвы, молитвы и ещё раз молитвы за мир, а особенно, за твою Отчизну (Дн. 325).
Сестра Фаустина оказалась очень внимательной и верной ученицей Матери Божией. Она не только слушала Её советы, указания и повеления, но и добросовестно исполняла их. Следование за Марией, подражание Ей и исполнение Её повелений быстро приносило желаемые плоды. Чем больше я следую примеру Божией Матери, тем глубже постигаю Бога (Дн. 843). Верное следование за Марией освящало её душу (см. Дн. 161) и вело её к тесному единению с Иисусом. Набожность к Матери Божией в жизни Сестры Фаустины не имела поверхностного характера, не была только набожностью к Марии, но прежде всего – набожностью по образцу Марии. Сестра Фаустина не только молилась к Матери Божией, отмечала Её праздники, но и ревностно Ей следовала. Она училась от Девы проникновению в тайну Божьего милосердия и созерцанию этой тайны в повседневности, доверию Господу Богу и свидетельствованию милосердия ближним, участию в жизни и миссии Христа Иисуса, являющего мире тайну милосердной любви Бога к человеку. Сестра Фаустина была верной ученицей и возлюбленной дочерью Божией Матери Милосердия, отражая в своей жизни Её жизнь: тихую и потаённую, и вместе с этим – столь плодоносную в спасительной миссии Господа Иисуса.
с.М.Эльжбета Сепак ISММ
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs