Святая Сестра Фаустина жила и умерла в Конгрегации, занимающейся воспитанием девушек и женщин, «павших морально» (харизма основания). Как член этой Конгрегации, она жила её харизмой, в то же время получив от Бога ещё больший дар – харизму провозглашения миру Божьего милосердия, объявление миру евангельской ценности милосердной любви Бога к каждому человеку. В Ветхом Завете Я посылал своему народу пророков с громами, – сказал ей Иисус. – Сегодня Я посылаю тебя ко всему человечеству с Моим милосердием (Дн. 1588). Он многократно призывал её провозглашать миру эту библейскую истину: Свидетельница Моего милосердия, пиши, говори душам о Моем огромном милосердии, потому что близок страшный день, день Моего правосудия (Дн. 965); Пусть все человечество постигнет Мое бездонное милосердие (Дн. 848); Говори миру о Моем милосердии, о Моей любви. Меня жжёт огонь милосердия, Я жажду излить его на души людей (Дн. 1074).
Средоточие харизмы св.Сестры Фаустины – евангельская ценность (не какое-либо конкретное задание), которой является тайна Божьего милосердия. Жить этой харизмой – значит неустанно познавать эту истину веры и созерцать её в повседневности, а также ответить на неё жизненной позицией упования на Бога (то есть исполнения Его святой воли, являющейся самим милосердием) и деятельной любви к ближнему. Свидетельство жизни в этом духе является главнейшим способом провозглашения миру Божьего милосердия. Это задание выполняется также путём различных дел милосердия, слов и молитв, в частности – посредством практики поклонения в духе Божьего Милосердия в формах, которые Иисус передал через Сестру Фаустину.
Харизма св.Сестры Фаустины дала истории Церкви новую школу духовности и выросшее из неё Апостольское движение Божьего Милосердия. Оно различными способами исполняет задание являть миру тайну Божьего милосердия. Актуальность и значение этой харизмы отметил Его Святейшество Иоанн Павел II, обращаясь к ней в разных обстоятельствах. Хотя Церковь, – сказал он, – от начала своего существования провозглашает тайну Божьего милосердия, однако сегодня похоже на то, что она особым образом призвана провозглашать миру это послание. Она не может оставить эту миссию, поскольку её к ней призывает сам Бог через свидетельство св.Сестры Фаустины.
1. Харизма
Апостольская миссия и духовность исходят из Божьего дара, определяемого словом «харизма». После II Ватиканского Собора, обратившего большее внимание на харизматическое измерение жизни Церкви, развилось богословие харизмы, благодаря которому мы всё лучше познаём этот дар Святого Духа, его роль в жизни отдельных верующих и целых общин. Уже известно, что это – особый дар, который не только делает способным к служению, к конкретным апостольским делам, но также принципиальным образом определяет всю внутреннюю жизнь человека или определённой общины, связь с Богом и людьми, молитву и аскетику.
Этот дар является основой единства членов каждого института и определяет его аутентичность в духовной жизни и миссии. Послесоборные документы Апостольского Престола, касающиеся богопосвящённой жизни, представляют элементы, при помощи которых можно определить и детально описать харизму конкретного института. Этими элементами являются: цель, ради которой возник и которой следует данный институт; характер, уточняющий цель (например, он точнее определяет группу лиц, по отношению к которой ведётся деятельность института), духовность, природа (речь идёт о различении созерцательных и деятельных сообществ), а также здоровые традиции. При помощи этих критериев, в частности – на основании Конституций, а также иных документов, можно точно описать харизму каждого института и определить динамику его развития. Развитие харизмы осуществляется в пределах, определяемых такими элементами как характер и связанная с ним духовность; однако оно не может осуществляться в пределах природы института и его цели.
Богословие определяет два главных вида харизм в институтах богопосвящённой жизни. Ими являются харизма основания и харизма основателя. Харизма основания касается тех институтов, которые возникли для исполнения определённого задания в Церкви, например: лечения прокажённых, воспитания детей или молодёжи, содержание детских приютов, опеки над прислугой, спасения падших женщин, подготовки девушек к супружеской и семейной жизни, заботы о больных и т.д. Со своей стороны, институты, имеющие харизму основателя, призваны воплощать в Церкви долговременную евангельскую ценность, но в харизме основателя сама евангельская ценность становится целью института (некое задание, которое выражается определенным образом).
Следовательно, харизма является даром, основополагающим для возникновения, аутентичности и развития каждого института. Люди, получающие её, – это основатели, независимо от того, в какой момент истории они появляются.
2. Харизма святой Сестры Фаустины
У истоков своего существования Конгрегация, которой принадлежала Сестра Фаустина, получила от Бога «харизму основания», то есть возникла для выполнения в Церкви конкретно обозначенного задания. Им была воспитательная работа для исправления жизни морально павших девушек и женщин (проституток).
Сестра Фаустина, как член этой Конгрегации, жила её харизмой. Известно, насколько старательно заботилась она о людях, пребывающих под опекой Конгрегации, в Домах Милосердия, сколько она молилась за них, сколько приносила жертв, сколько было в её жизни ежедневной заботы о воспитанницах, с которыми она работала в кухне или же в саду. Она обладала благодатью призвания в эту Конгрегацию. В письме к с.Людвине она писала: Сестра, о какую радость я ощущаю в душе, что Господь Иисус меня призвал в нашу Конгрегацию, столь тесно соединённую с делом и миссией, которые были у самого Христа, то есть со спасением душ. И если мы будем верны этой миссии, то наверняка не одна душа будет обязана нам Небесами, но мы должны о том помнить, что наша миссия высока, подобна миссии Иисуса. Мы должны во всей полноте обладать духом и чертами Иисуса, то есть полным отречением от себя из любви к Богу ради блага бессмертных душ, а особенно [мы обязаны заботиться] о тех душах, которые нам Иисус вверил (П. 253).
Живя харизмой этой Конгрегации как её самая верная дочь – так о Сестре Фаустине сказал Иисус, – она получила от Бога больший дар, определяемый в богословии как «дар основателя». К принятию этого дара её готовил сам Иисус – путём многочисленных явлений и духовного формирования, постепенно открывая ей свои замыслы по отношению к ней, её жизни, её заданию. План Божий охватывал не только её личное освящение, но также и миссию, которая должна быть продолжена после её смерти – собственно, благодаря харизме основателя.
Этот дар можно точно описать на основании «Дневника», который Сестра Фаустина вела по распоряжению Иисуса. Из его содержания несомненно следует, что целью данной харизмы является напоминание миру о милосердной любви Бога к человеку, провозглашение с новой силой тайны Божьего милосердия, явленного наиболее полно в жизни, смерти и воскресении Иисуса. Он сам постоянно призывал Сестру Фаустину провозглашать миру Его милосердие. Проникни в Мою тайну, – говорил Он, – и ты познаешь бездну Моего милосердия к творению и Мою неизмеримую доброту – и дашь это понять миру (Дн. 438). Пиши, говори душам о Моём огромном милосердии, потому что близок страшный день, день Моего правосудия (Дн. 965). Проповедница Моего милосердия, возвещай целому миру о Моём бездонном милосердии, не впадай в уныние от трудностей, с которыми ты столкнёшься, когда будешь возвещать о милосердии (Дн. 1142). Не останавливайся в провозглашении Моего милосердия (Дн. 1151; ср. 699, 848, 1666 и др.).
С течением лет Сестра Фаустина всё более отождествляла себя с доверенным ей заданием. О мой Иисус, – говорила она, – я хорошо знаю, что должна говорить душам о Твоей доброте, о Твоём непостижимом милосердии (Дн. 598). О Вечная Любовь, я жажду, чтобы Тебя узнали все души, которые Ты сотворил. Я желала бы стать священником, чтобы неустанно говорить о Твоём милосердии грешным душам, погружённым в отчаяние. Я желала бы стать миссионером и нести свет веры в дикие страны, чтобы дать душам познать Тебя (Дн. 302).
Она также знала, что задание провозглашать миру Божье милосердие не является единственно её личной миссией, что исполнять его будет также и конгрегация, основания которой требовал от неё Господь. Бог требует, – призналась она своему исповеднику о.Михалу Сопочко, – чтобы существовала такая конгрегация, которая провозглашала бы миру Милосердие Бога и испрашивала его для мира (Дн. 436). Хотя Сестра Фаустина ощущала себя неспособной к этому и, словно библейские пророки, отказывалась от этого задания, но всё равно с верностью трудилась, распознавая и выполняя миссию.
Применяя упомянутые критерии, при изложении харизмы св.Сестры Фаустины следует также указать характер этой харизмы, определяющий её цель, группу лиц, которым она адресована, – то есть способы реализации харизмы. Кажется, лучше всего это выражают слова Иисуса: Я даю тебе три способа осуществления милосердия по отношению к ближним: первый – поступок, второй – слово, третий – молитва; в этих трёх уровнях заключается полнота милосердия, которая является неоспоримым доказательством любви ко Мне. Таким образом душа прославит Моё милосердие (Дн. 742). Эти три способа осуществления милосердия вместе с тем определяют и способы реализации харизмы Сестры Фаустины, способы напоминания, провозглашения миру тайны Божьего милосердия. Об этих формах говорил Его Святейшество Иоанн Павел II во время своего первого паломничества в Санктуарий в Лагевниках: Дорогие сёстры! На вас лежит необычное призвание. Выбирая из вашей среды блаженную Фаустину, Христос (…) призвал к особому апостольству Его милосердия. Прошу вас, примите это дело. Сегодняшний человек нуждается в вашем провозглашении милосердия; он нуждается в ваших делах милосердия и нуждается в вашей молитве милосердия. Не оставляйте в небрежении ни одного из этих измерений апостольства.
В свою очередь, духовность харизмы св.Сестры Фаустины можно определить одним словом: милосердие (Божие и человеческое). Тайна Божьего милосердия была абсолютным центром её духовной жизни, именно эта тайна определяла образ Бога как Отца, богатого милосердием, и жизненную позицию упования на Него, определяла молитву и аскезу, качество межчеловеческих связей. Я желаю вся обратиться в Твоё милосердие и быть Твоим живым отражением, – молилась Сестра Фаустина. – О Господи, пусть этот самый великий дар Бога – Его неизмеримое милосердие – пройдёт через сердце и душу мою к ближним (Дн. 163).
Попытаемся ещё раз кратко обозначить критерии, излагаемые теологами при описании харизмы основателя. Первым из них является оригинальный синтез Евангелия, собирательным пунктом которого является некая постоянная евангельская ценность. У Сестры Фаустины это целостное прочтение Евангелия осуществилось с точки зрения тайны Божьего милосердия. Затем оно преобразилось в закон жизни, охватывающий все её измерения, сосредоточенный на подражании Христу, Который являет миру милосердную любовь Отца ко всем людям, а особенно к тем, кто погряз во грехе. Таким образом, святая Сестра Фаустина, одарённая даром Святого Духа, приносит Конгрегации, Церкви и миру новую интерпретацию послания Христова, переданного в Евангелии, созвучную нашим временам: это синтетическая интерпретация Евангелия, осуществлённая с позиции тайны Божьего милосердия. Этот синтез читается настолько ясно, что Иоанн Павел II даже не поколебался назвать «Дневник» Евангелием милосердия, а Его Святейшество Бенедикт XVI написал: Великим желанием этой святой женщины было, чтобы милосердие Божие поставили в центр христианской веры и жизни. Благодаря силе своей духовной жизни она показала в полном свете – причём именно в наши времена, познавшие жестокость официальных идеологий, – новизну евангельского послания.
Харизма основателя определяет фундаментальные духовные линии Института, проприум жизни и миссии общины – вот второй критерий харизмы основателя. Сестра Фаустина определяет проприум жизни и миссии общины, то есть главные духовные направления и апостольскую миссию в Церкви, в основании которых лежит не конкретное задание, а евангельская ценность – тайна Божьего милосердия. Её жизнь, как и жизнь общин, следующих по её стопам, сосредоточивается на познавании и созерцании Божьего милосердия в повседневности, а также на том, чтобы отвечать этой тайне жизненной позицией упования на Бога и милосердием по отношению к ближним. Миссия же апостольская – это провозглашение миру с новой силой тайны Божьего милосердия свидетельством всей своей жизни, поступками, словом и молитвой.
Третий критерий харизмы основателя касается коллективного следования Христу. Этот критерий позволяет отличить личные харизмы основателя от харизмы, передаваемой институту. И здесь Сестра Фаустина является чётким образцом, поскольку за нею следует наша Конгрегация, принимая этот путь соединения с Богом и присоединяясь к её харизматической миссии – напоминать миру о тайне Божьего милосердия. Такой же харизмой живут не только сёстры из её Конгрегации, но и другие общины в Церкви. Их призывает Святой Дух, уделяя нужные для миссии благодати, и прежде всего – такую же харизму, которую они распознают друг в друге, оказываясь лицом к лицу перед образцом жизни и миссии Посланницы Божьего Милосердия.
Следующим критерием, при помощи которого распознаётся харизма основателя, является призвание к основанию конгрегации. Тем, что отличает основателя от других членов общины, является осознание роли, которую он должен исполнить по воле Божией. Со своей стороны, не является основателем тот, (…) у кого не было намерения основать общину. Каждый читатель «Дневника» знает, сколько времени и сил Сестра Фаустина посвятила выполнению этой воли Божией – основанию конгрегации, призванной провозглашать и испрашивать Божие милосердие для мира. Иисус явственно поручил ей это, определяя не только цель, но также и дух этой конгрегации, и передавая средства для исполнения поставленных заданий. Сестра Фаустина была глубочайше убеждена, что эти задания (провозглашение и испрашивание Божьего милосердия) являются чем-то новым, превосходящим исполнявшуюся до тех пор апостольскую миссию Конгрегации, в которой она жила. Она не знала, что эти новые задания может принять также и её материнская Конгрегация, хотя св.Игнатий, которого она просила о помощи, сказал ей чётко: этот устав [новой конгрегации] применим и в этой Конгрегации (Дн. 448). Та «новая конгрегация» – не только ещё одна монашеская община, а огромное движение в Церкви, исшедшее из её харизмы и мистического опыта.
Представленные выше критерии позволяют утверждать, что Сестра Фаустина получила харизму основателя, то есть дар больший, чем харизма основания, полученный её материнской Конгрегацией у истоков своего существования. Между харизмой основания (спасением падших женщин и девушек) и харизмой основателя, которую получила Сестра Фаустина (провозглашение тайны Божьего милосердия через свидетельство жизни, поступки, слово и молитву), нет никакого противоречия или исключения, есть только характерная для Божьих планов гармония. Первоначальное дело Конгрегации становится исходным способом провозглашения, напоминания миру о тайне милосердия Божьего путём активных действий.
Конгрегация Божией Матери Милосердия, открывая величие Божьего дара, присутствующего в харизме Сестры Фаустины, признала её своей духовной соосновательницей 25 августа 1995 года. Апостольский Престол, утверждая литургический календарь Конгрегации и чтения Бревиария о св.Фаустине, уделил Конгрегации право праздновать 5 октября как торжество св.Сестры Фаустины, что полагается только канонизированным святым, а также – основателям.
3. Значение харизмы св.Сестры Фаустины
Лицо, одарённое харизмой основателя, глубоко соединённое со Христом, всегда предлагает «современную» интерпретацию послания Христова, созвучного временам, в которых живёт основатель. Харизма св.Сестры Фаустины очевидно является великим даром Бога для нашего времени, который был дан Церкви как целебное средство против хозяйничающего в мире зла. Человечество не найдёт успокоения, пока не обратится с упованием к Моему Милосердию, – сказал Иисус Сестре Фаустине (Дн. 300). Значение её харизмы показывает новая школа духовности, внесённая ею в историю Церкви, и Апостольское движение Божьего Милосердия, которое различными способами выполняет задание напоминать миру о тайне Божьего милосердия.
Влияние харизматической миссии Посланницы Божьего Милосердия на жизнь Церкви нашего времени можно видеть, как говорится, невооружённым глазом. Ибо сегодня наиболее известным изображением Христа является, собственно, образ, нарисованный согласно её видениям; в литургический календарь всей Церкви уже вписан праздник Божьего Милосердия – в первое воскресенье после Пасхи; наиболее известной в мире молитвой к Божьему Милосердию является Венчик Божьему Милосердию, который читают даже на африканских наречиях, и всё большую известность завоёвывает молитва в момент смерти Иисуса на кресте, именуемая Часом Милосердия. Жизнь и миссия Сестры Фаустины вдохновили возникновение множества научных трудов в различных учебных заведениях и теологических факультетах, обогатили Церковь более глубоким познанием тайны Божьего милосердия. Весьма значительным указанием на влияние её харизматической миссии являются титулы, придаваемые храмам. В начале ХХ века в Польше был только один храм Божьего Милосердия, в Кракове на Смоленске [название микрорайона Кракова. – Прим.пер.]. Сегодня их уже более 200, и 20 из них вознесены до уровня епархиальных санктуариев. Подобные процессы происходят и в других странах, на всех континентах, хоть и развиваются медленнее, чем в Польше.
Актуальность и значение харизмы св.Сестры Фаустины отметил Его Святейшество Иоанн Павел II, выражая это при разных благоприятных обстоятельствах, и призывая, чтобы все нынешние христиане были свидетелями, апостолами Божьего Милосердия.
с.М.Эльжбета Сепак ISММ
Полный текст в: «Charyzmat św. Siostry Faustyny», Studia Bobolanum, 2(2008), c.5-20.
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs