В духовной жизни, а также в распознании и выполнении пророческой миссии Милосердия сестру Фаустину поддерживали священники: в Вильнюсе исповедником и духовным наставником был блаж. о.Михал Сопочко, а в Кракове – о.Юзеф Андраш SJ.
Начиная с 1932 года отец Юзеф Андраш SJ был квартальным исповедником новициата (послушниц) Конгрегации Сестёр Божьего Милосердия в Кракове-Лагевниках, но у него исповедовались также и монахини, принесшие обеты. Сестра Фаустина впервые воспользовалась его услугами во время реколлекций перед принесением вечных обетов в апреле 1933 года. Постоянным духовным наставником он стал в последние годы её жизни, которые она провела в Кракове. В общей сложности о.Юзеф Андраш SJ был духовником Сестры Фаустины более двух с половиной лет, а после её смерти присоединился к выполнению её миссии. Под его руководством был написан образ Иисуса Милосердного, кисти Адольфа Хылы, известный сегодня своими милостями в Санктуарии в Кракове-Лагевниках; о.Андраш также ввёл торжественные богослу- жения к Божьему Милосердию в монастырской часовне Конгрегации в Лагевниках (1943) и праздник Милосердия (1944). По его инициативе начался сбор воспоминаний о сестре Фаустине, а его книга «Божье Милосердие… уповаем на Тебя», распространяющая почитание Божьего Милосердия в формах, переданных св.Сестрой Фаустиной, была переведена на множество языков и разошлась по всему миру в огромных тиражах. Он был также автором первой биографии Посланницы Божьего Милосердия. Её краткое жизнеописание появилось в книге «Божье Милосердие… уповаем на Тебя», а обширная биография, которую он не успел закончить, осталась в рукописи.
Отец Юзеф Андраш SJ родился 16 октября 1891 года в Велёполе, неподалёку от Нового Сонча. В семье было десятеро детей. После окончания средней школы в Новом Сонче он в 15-летнем возрасте вступил в Общество Иисуса, и после двух лет послушничества принёс свои первые обеты. Позже он изучал философию и теологию в Польше и Германии (в Графенберге), а в день его именин – 19 марта 1919 года – в краковской церкви св.Барбары его рукоположил во священники епископ Анатоль Новак. Затем о.Андраш занялся писательством в иезуитском краковском издательстве и включился в распространение культа Сердца Иисуса. По его инициативе возникла издательская серия «Библиотека внутренней жизни», в рамках которой увидели свет более 40 томов величайших произведений аскетически-мистической тематики. Кроме вопросов духовной жизни, о.Юзеф Андраш SJ также писал тексты, связанные с распространением культа Сердца Иисуса, Апостольством Молитвы и литургией. Его небольшая книга под названием «Вместе со священником», изъясняющая богатство Евхаристии, стала бестселлером и была переиздана целых 20 раз. В 1930 году он стал Всепольским секретарем Апостольства Молитвы и Служения посвящённых семей (движение, объединяющее семьи, которые посвящают себя Святейшему Сердцу Иисуса; действует под патронатом Апостольства Молитвы. – Прим. ред.), был руководителем этих движений в Краковской и Ченстоховской епархиях, выполняя эти функции до 1953 года. Наибольшим достижением пастырской работы отца Андраша в этой области было посвящение Божьему Сердцу не только семей и приходов, но и всего народа, свершившееся 21 октября 1951 года. С 1923 по 1928 год он редактировал «Наши известия», где опубликовал многочисленные статьи на исторические темы. В течение 10 лет (1930-1940) он был редактором журнала «Посланник Сердца Иисуса», и год – директором издательства Апостольства Молитвы (1936-1937). Благодаря его усилиям вышло новое издание «Нового Завета» в переводе Я. Вуйка. Отец Андраш также был уважаемым реколлекционистом (священником, ведущим длительные духовные упражнения. – Прим. ред.), исповедником и духовным наставником. Он исповедовал не только сестру Фаустину, но и многих других, кто вёл глубокую духовную, мистическую жизнь; среди них была также София Тайбер – основательница Конгрегации Сестёр Души Христовой. Он был ординарным и экстраординарным исповедником (т.е. постоянным либо приглашённым – см. «Дневник» 557. – Прим. ред.): назаретанок, урсулинок, сестёр Сакре-Кёр (из монастыря Святейшего Сердца во Львове), сестёр Божией Матери Милосердия и многих других конгрегаций.
Во время Второй мировой войны, когда Коллегиум иезуитов на улице Коперника в Кракове немцы превратили в военный госпиталь, отец Андраш побывал во многих местах, принимая гостеприимство монахинь, которым служил пастырской помощью. В 1942 году в монастырь Лагевников его пригласила мать Ирена Кшижановская, и он остался здесь до 1945 года. С начала Второй мировой войны вплоть до смерти 1 февраля 1963 года он посвятил себя апостольскому служению Божьему Милосердию. Его тело покоится в гробнице отцов- иезуитов на Раковицком кладбище в Кракове.
Собственно говоря, о.Юзеф Андраш SJ был исповедником и духовным руководителем Сестры Фаустины не намного меньше, чем о.Михал Сопочко. Он принял это служение как постоянное в мае 1936 года, когда Сестра Фаустина приехала в Краков, и нёс его до самого дня её смерти (5 октября 1938 года). Ранее сестра Фаустина исповедовалась у него во время реколлекций перед принесением вечных обетов, в апреле 1933 года, и во время реколлекций в октябре 1935 года, на которые приехала из Вильнюса. Каждый раз это были важные встречи, поскольку они касались не только её духовной жизни, но и миссии, которую она получила от Иисуса.
Главнейшим делом, в распознавании которого участвовал о.Юзеф Андраш, был вопрос о «новой конгрегации». Впервые об этой идее он услышал от Сестры Фаустины в октябре 1935 года, когда она приехала на реколлекции в Краков. Он утверждал с самого начала, что идея создания конгрегации, которая бы провозглашала и испрашивала Божие Милосердие для мира, является хорошей, и для Церкви необходима. Однако он рекомендовал осторожность, молитву и жертвование страданий в этой интенции (духовном намерении), дабы дело было правильно распознано. Он говорил тогда Сестре Фаустине, что в тот момент всё, о чём она толкует, является не более чем проблеском того, что должно быть; а значит – нужно подождать более ясного распознания Божьей воли.
Идея создания новой конгрегации возникла с новой силой, когда сестра Фаустина приехала в Краков на постоянное пребывание. Она испытывала тогда очень сильное внутреннее побуждение покинуть свою конгрегацию и приступить к созданию новой. Духовное руководство отца Андраша прекрасно иллюстрируемо эпизодом, о котором сестра Фаустина пишет в своем «Дневнике». А именно: вскоре после прибытия в Краков она представила ему своё сильное внутреннее стремление оставить прежнюю конгрегацию и основать новую. Отец Андраш велел ей молиться до дня праздника Сердца Иисуса и добавить к этому какое-нибудь умерщвление плоти, а в день Сердца Иисуса обещал дать ей ответ. Однако сестра Фаустина в один из дней услышала слова Иисуса: Ничего не бойся, Я с тобой (Дневник 655), а вместе ними пришло настолько сильное побуждение, что она уже не желала ждать до дня Сердца Иисуса, и на ближайшей же исповеди сообщила отцу Андрашу о своём намерении оставить Конгрегацию. На это отец Андраш ответил: Сестра, если ты сама это решила, то и сама берёшь ответствен- ность за себя, ты имеешь на это право (Дневник 655). Сестра Фаустина поначалу очень обрадовалась, что отец Андраш дает ей свободу выбора, но на следующий день огромная тьма охватила её душу, и она решила немного подождать с исполнением принятого решения. Отец Андраш толковал это так, что возникновение подобной тьмы не должны быть препятствием к действию; однако он рекомендовал обратиться по этому вопросу к отцу Сопочко. Таким образом, он оставил Сестре Фаустине значительную свободу действия. Он не сдерживал и не отбрасывал вдохновений, которые она получала, не решал за неё, а лишь поддерживал, помогал распознать, присматривал, чтобы она не сбилась с пути, рекомендуя молитвы и умерщвления, дабы надлежащим образом распознать волю Божью.
Сотрудничество
Отец Андраш очень высоко ценил духовное руководство отца Сопочко. Именно в связи с трудным вопросом касательно новой конгрегации он напрямую советовал Сестре Фаустине обращаться к духовному наставнику из Вильнюса, и сам считался с его мнением. Сестре Фаустине он сказал: Мудрый и святой был у тебя наставник, действительно человек, ниспосланный Провидением; будь за это благодарна Богу (П. 56). Он велел Сестре Фаустине непременно сообщать своему вильнюсскому духовнику обо всех важных делах, что она и делала, излагая всё в письмах.
Со своей стороны, о.Сопочко тоже высоко ценил о.Андраша. В письмах к Сестре Фаустине он советовал откровенно говорить с исповедником обо всех событиях, внутренних побуждениях, и быть во всём ему послушной. В одном из писем он писал: По воле Божией в настоящее время у Вас есть свой наставник в Кракове, которому Вам следует во всём вверяться (П. 49). Касательно ухода сестры Фаустины из Конгрегации и основания новой он был более сдержан, чем отец Андраш. Он считал, что если её краковский духовный наставник и не запрещает, и конкретно не разрешает ей оставить Конгрегацию, то Сестре Фаустине не следует самой принимать решения по этому вопросу, и что у неё развязаны руки. Каждый раз он брал с неё слово не предпринимать никаких действий без согласия отца Андраша и обещал молиться за него, дабы свет Божий снисходил на него и помогал в разрешении её дел.
Это взаимное уважение и доверие, которое отец Андраш и отец Сопочко испытывали по отношению друг к другу, весьма способствовало не только развитию духовной жизни сестры Фаустины, но и лучшему пониманию и выполнению миссии, порученной ей Господом Богом. Сестра Фаустина тоже это заметила, и в письмах к о.Сопочко не только выражала благодарность Богу за своих духовных наставников, но и писала, что их духовное руководство по отношению к ней совпадает. Касательно того, дабы во всём исповедоваться отцу Андрашу, честно исполняю, и повинуюсь ему во всём, и в этом смысле я не испытываю никаких трудностей, потому что ничем не отличается поведение отца Андраша относительно моей души от Вашего поведения, Отче (П. 56).
Друг Сердца Иисуса
Сестра Фаустина писала не только о том, как она сама ценит духовного наставника в Кракове, но и о том, какие свидетельства давали об этом Иисус и Божья Матерь. Она считала, что отец Андраш был для неё большой милостью, помощью в распознании воли Бога в её душе и вдохновений, связанных с миссией милосердия. Она назвала его «духовным проводником», «огненным столпом», который освещает дорогу к более тесному союзу с Богом, и сожалела, что таких священников очень мало. Она писала, что это священник, обладающий большим Божьим духом, человек светлый и праведный; она познала, насколько он угоден Богу, и почитала его как святого. Каждый день после Святого Причастия она благодарила Иисуса за этого священника и просила о силе Святого Духа для него, дабы с Его помощью он мог правильно распознать намерения Бога по отношению к ней.
Сестра Фаустина также записала в «Дневнике» то, что Иисус говорил об отце Андраше. Он назвал его другом своего сердца, своим заместителем, занавесом, за которым Он скрывается. Господь сказал Сестре Фаустине, что сам выбрал этого священника с тем, чтобы она не заблуждалась, что говорит его устами, и Его воля для неё – это Божья воля. Уверься в глубине своей души в том, – сказал Иисус Сестре Фаустине, – что Я говорю его устами и желаю, чтобы с тем же простодушием и искренностью ты открывала ему состояние своей души, как это делаешь передо Мной; дочь Моя, ещё раз тебе повторяю: знай, что его слово для тебя – Моя воля. (Дневник 979). Это отождествление Христа с отцом Андрашом сестра Фаустина наиболее явно почувствовала в тот момент, когда лежала в больнице и плакала из-за того, что уже третью неделю не может приступить к святой исповеди. И вот, в изолятор вошёл отец Андраш и молча сел выслушать её исповедь. Сестра Фаустина с большой легкостью открыла всю свою душу, а когда он назначил ей епитимию и дал отпущение грехов, то увидела, что это не отец Андраш, но сам Иисус. Заканчивая описание этого события, она написала, что Иисус исповедует так же, как и священники.
В «Дневнике» образ o.Андраша также появляется в контексте откровений Божьей Матери. Во время св.Мессы Сестра Фаустина увидела Богородицу с Младенцем Иисусом. Перед Вознесением даров младенец Иисус радостно побежал к центру алтаря и позволил отцу Андрашу причаститься Им, а Богородица сказала Сестре Фаустине: Смотри, как спокойно я отдаю Иисуса в его руки. Ты можешь так же доверять ему свою душу и быть с ним, как дитя (Дневник 677).
Апостольство Милосердия
После смерти сестры Фаустины, уже во время Второй мировой войны, отец Андраш активно включился в миссию великой Сестры, которую прежде исповедовал. Этому способствовало его пребывание в монастыре Конгрегации Сестёр Божией Матери Милосердия в Кракове-Лагевниках (начиная с 1942 года). В то время в монастырь обратился Адольф Хыла, предлагая нарисовать какой-либо образ для часовни, поскольку хотел таким образом выразить благодарность за спасение его семьи во время войны. Настоятельница, Мать Ирэна Кшижановская, согласовав это с о.Андрашом, попросила написать образ Иисуса Милосердного согласно видению Сестры Фаустины. Художник получил копии репродукций первоначального образа, написанного Евгением Казимировским в Вильнюсе, а также описание этого образа в «Дневнике» Сестры Фаустины. И вот 7 марта 1943 года о.Андраш освятил первый образ Иисуса Милосердного кисти Адольфа Хылы. Сестра, отвечающая за монастырскую хронику краковского Дома, довольно точно описала церемонию, в которой с большой радостью приняли участие не только все сёстры, но и воспитанницы, а отец Андраш в своей проповеди сказал, что он не ожидал такого быстрого осуществления пророческой миссии Сестры Фаустины. Когда она рассказывала ему об образе Божьего Милосердия, он даже не мог себе представить, что вскоре сам его освятит.
Вторую картину кисти Хылы, величиной и формой соответству- ющую нише бокового алтаря, также освятил отец Андраш; было это в первое воскресенье после Пасхи, 16 апреля 1944 года. Стоит отметить, что первоначальный вид образа был несколько иным, чем сейчас, поскольку фоном служил пейзаж Лагевников. Это следовало из интерпретации образа, представленной художнику о.Андрашом. Изображение, согласно его пониманию, представляло Иисуса Милосердного, идущего по земле, дабы исцелять исстрадавшееся человечество, дабы своё милосердие (которое символизируют лучи) влить в людские души. Его взгляд исполнен милосердия, как на кресте, рука поднята для благословения всех тех, кто ищет спасения в Его милосердии. С такой интерпретацией не соглашался о.Михал Сопочко, который богословское содержание образа соотносил с литургией первого воскресенья после Пасхи, с Евангелием от св.Иоанна, в котором говорится о явлении Господа Иисуса Апостолам в Горнице и об установлении таинства покаяния. Поэтому Хыла в 1952 году затушевал пейзаж, размещая фигуру Иисуса на тёмном фоне, а под Его ногами изобразил каменные плиты. Именно касательно этого образа сбылись слова Иисуса, сказанные Сестре Фаустине в Его первом откровении: Я желаю, что этот образ был почитаем сперва в вашей часовне, а затем и во всём мире. В исполнении этого желания Иисуса очень важную роль сыграл о.Андраш. Образ из краковских Лагевников является самым известным в мире изображением Иисуса Милосердного.
Заслугой отца Андраша было также инициирование в Лагевниках праздничных богослужений в честь Божьего Милосердия. Они проходили в часовне монастыря в каждое третье воскресенье месяца. Толпами прибывали сюда жители Кракова и окрестностей, поскольку времена были тяжелые, и люди искали надежду и спасение в Божьем милосердии. Следует подчеркнуть большую отвагу отца Андраша; она исходила из глубокой убежденности в том, что почитание Божьего Милосердия является нужным, ибо в нём – спасение для человека и всего мира. Эти богослужения во время войны лично совершал краковский духовник Сестры Фаустины, он же читал проповеди. Позже на них присутствовали и другие священники из Кракова, а среди них – молодой о.Кароль Войтыла.
В 1944 году в Лагевниках первое воскресенье после Пасхи впервые торжественно отмечалось как праздник Милосердия. И это тоже заслуга отца Андраша, полагавшего, что этот праздник действительно необходим Церкви. Он отмечал, что внедрение новых праздников, возникновение которых вдохновлено частными откровениями, не является новостью в Церкви. Так же было в случае введения Праздника Тела и Крови Христа, Праздника Святейшего Сердца Иисуса, Праздника Христа Царя и праздников, посвящённых Богоматери. Однако о.Андраш был реалистом и знал, что это будет длительный и трудный процесс, а потому советовал быть терпеливыми. Сам он разговаривал на эту тему с кардиналом Августом Хлёндом, который заверил его, что этим делом занимается Конгрегация в Ватикане. Таким образом, мы можем сказать, что культ Божьего Милосердия в Лагевниках обязан своим началом краковскому исповеднику Сестры Фаустины. Благодаря отцу Андрашу монастырь в Лагевниках уже в годы Второй мировой войны стал динамичным центром распространения Божьего Милосердия.
По инициативе отца Андраша, имевшего богатый издательский опыт и знавшего, какое` огромное значение имеют свидетельства очевидцев, был начат сбор воспоминаний о св.Фаустине. Генеральная Настоятельница попросила всех сестёр Конгрегации писать о ней свои воспоминания, а сестра Бернарда Вильчек сразу же после войны выехала в родные места Сестры Фаустины, чтобы записать известия из родительского дома и мест, где она работала горничной. Кроме того, о.Сопочко по просьбе о.Андраша оставил своё воспоминание. Благодаря этой инициативе отца Андраша сегодня в наших архивах хранится много воспоминаний. Некоторые из них уже опубликованы в ежеквартальном «Послании Милосердия», и публикации продолжаются.
«Божье Милосердие… уповаем на Тебя»
Неоценимую роль в распространении послания Милосердия сыграла небольшая книжечка отца Андраша под названием «Божье Милосердие… уповаем на Тебя» Благодаря ей известие о Сестре Фаустине и её миссии разошлось по всему миру. Первое издание вышло из печати в Польше в 1947 году и очень быстро разлетелось. Второе издание было подготовлено в 1948 году, но весь тираж конфисковало краковское Управление по контролю за печатной продукцией и публичными мероприятиями. Государственный запрет на распространение этой брошюры в Польше, однако, не уничтожил труда, поскольку книга широко распространилась по всему миру. Прежде всего она была издана по-английски в США; отцы-мариане, активно поддерживающие культ Божьего Милосердия в формах, переданных Сестрой Фаустиной, распространяли это издание также в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии и Африке. Эта книжка была переведена и издана также по-испански, и с официального одобрения местных епископов была распространяема огромными тиражами в странах Латинской Америки, прежде всего в Сальвадоре, Колумбии, Эквадоре, Чили, Мексике, Аргентине, Уругвае, Перу и Гватемале. На португальском языке она известна в Бразилии, а в Европе была переведена и издана также на немецком, итальянском, испанском и португальском языках. Отец Андраш был очень доволен популярностью этого издания, радовался именно тому, что оно стало инструментом, с помощью которого так много людей смогли познать послание Милосердия, переданное Сестрой Фаустиной.
с. M. Эльжбета Сепак ISMM
Перевод: Натальи Корбецкой