Желание установить в Церкви этот праздник Господь Иисус впервые высказал Сестре Фаустине в Плоцке в феврале 1931 года; Он еще не раз возвращался к этой теме в последующих видениях. Поэтому ничуть не удивительно, что раньше всех прочих этот праздник согласно воле Господа и по Его указаниям стала отмечать сама Сестра Фаустина (см. Дн.280, 89, 420, 1073-1074). Её собственная роль в установлении праздника заключалась не только в передаче слов Христовых своему вильнюсскому духовнику, но также и в поддержке его трудов своей молитвой и жертвами. Отец Михал Сопочко писал статьи и богословские исследования, стараясь обосновать необходимость подобного праздника в литургическом календаре Церкви и доказать его очевидную душепастырскую пользу. Он же ходатайствовал в поддержку идеи этого праздника перед собраниями богословов и епископов, даже совершил поездку в Рим, чтобы лично представить дело Конгрегации Божественной литургии.
Вышедшая в 1959 году нотификация Апостольского Престола, запретившая распространение культа Божьего Милосердия в формах, переданных Сестрой Фаустиной, временно приостановила процесс учреждения этого праздника, но не препятствовала работе теологов, среди которых были и ревностные сторонники идеи праздника, и её противники. После того как данная нотификация Апостольского Престола была отозвана в 1978 году, о.Игнатий Ружицкий провёл полный теологический анализ написанного Сестрой Фаустиной, а Папа Римский Иоанн Павел II опубликовал энциклику «Dives in misericordia», – краковский митрополит кардинал Францишек Махарский в пастырском послании на Великий пост 1985 года объявил об учреждении праздника Милосердия Божьего в своей епархии. В последующие годы вслед за митрополитом Краковским то же самое сделали для своих епархий другие епископы. В 1995 году Его Святейшество Иоанн Павел II, идя навстречу желанию примаса Польши кардинала Юзефа Глемпа и Польской епископской конференции, выразил согласие ввести этот праздник в литургический календарь Церкви во всех епархиях Польши. В день канонизации сестры Фаустины, 30 апреля 2000 года, в первое воскресенье после Пасхи, Его Святейшество объявил об учреждении этого праздника для всей Церкви. Документ Конгрегации Божественной литургии и дисциплины таинств гласит: Его Святейшество Иоанн Павел II милостиво повелел в Римском Миссале после титула «второе воскресенье Пасхи» добавить определение «то есть [воскресенье] Милосердия Божия», одновременно повелевая, чтобы в литургии этого Воскресенья всегда использовались тексты, предусмотренные для данного дня в упомянутом Миссале и в Литургии Часов римского обряда. Это решение Его Святейшества Конгрегация огласила 5 мая 2000 года, дабы оно было исполнено не принимая во внимание какие-либо иные распоряжения.
Поначалу, еще с 1934 года, с согласия своих исповедников праздник Милосердия Божия отмечала лишь сама Сестра Фаустина (см. Дн.280). Годом позже она встречала этот праздник в Острой Браме, когда впервые был выставлен для публичного почитания образ Иисуса Милосердного (см. Дн.89, 420). В 1937 году Господь Иисус просил, чтобы в этот день в краковском монастыре устроили поклонение Пресвятым Дарам в намерении испрашивания Божьего милосердия для всего мира (Дн.1070), а также чтобы священник произнёс проповедь о милосердии Божьем. Сестра Фаустина рассказывает в «Дневнике», как прошел этот праздник: Фомино воскресенье, или праздник Милосердия. Утром после Святого Причастия моя душа погрузилась в Бога, я была соединена с Тремя Божественными Ипостасями таким образом, что, соединившись с Иисусом, я в то же время соединилась с Отцом и Святым Духом. Моя душа утопала в непостижимой радости, и Господь дал мне почувствовать целое море, бездну своего неисчерпаемого милосердия. О, если бы души хотели понять, как сильно их любит Бог! Любые сравнения – даже самые глубокие и сильные – только бледная тень по сравнению с действительностью. Когда я была соединена с Господом, то поняла, как много душ превозносят милосердие Божие. Когда я пошла на поклонение, то услышала слова: «Возлюбленная дочь Моя, напиши о том, что сегодня Моё Сердце отдохнуло в этом монастыре» (Дн.1073-1074).
Постоянно нося в душе пламенное стремление исполнить волю Иисуса касательно праздника, Сестра Фаустина желала самолично отправиться к Его Святейшеству Папе и говорить с ним об этом деле. Однако о.Сопочко отсоветовал ей ехать в Рим, написав: Праздник Милосердия Божьего, которого Господь Иисус требует через Вас, будет установлен без Вашей поездки к Его Святейшеству; впрочем, личная Ваша поездка в Рим не продвинула бы дело вперёд, а могла бы даже и повредить. Нужно сначала подготовить почву, довести до сознания людей, что это нужный праздник, увлечь за собой весь наш народ, и прежде всего наших высокочтимых кардиналов, архиепископов и епископов, чтобы просить единым гласом – и тогда учреждение этого праздника станет лишь вопросом времени.
С этой мыслью о.Сопочко написал трактат под названием «Милосердие Божие» и представил его епископам, собравшимся на Первом пленарном соборе в Ченстохове (26-27 августа 1936 года). Хотя этот труд и не принёс ожидаемых результатов, о.Сопочко не оставлял начатого. Он продолжал писать статьи и научные работы, желая пояснить теологическую подоплеку праздника Милосердия. В своем труде «Идея Милосердия Божия в литургии» он подчёркивал, что литургические книги часто ссылаются на милосердие Бога, следовательно, эта идея совершенно не нова, просто недостаточно известна верующим. Тогда как учреждение подобного праздника позволило бы углубить в народе Божием познания данного качества, присущего Богу, и молитвенно испрашивать для всего мира милосердие, которое так необходимо человечеству в нынешние времена.
Отец Сопочко не только писал богословские труды, но и лично прилагал усилия к тому, чтобы пожелание Иисуса было исполнено. На Мариологическом конгрессе в Вильнюсе (1-3 июля 1937 года) он предложил один из пунктов заключительного документа: отправить Апостольскому Престолу прошение об установлении праздника Милосердия. Пункт был принят, однако выслать прошение в Рим не согласился архиепископ Ромуальд Ялбжиковский, утверждая, что это нарушает запрет Апостольского Престола на введение новых культов. Пользуясь присутствием в Вильнюсе архиепископа Франческо Кортези, о.Сопочко представил ему дело о празднике Милосердия Божия. Я говорил с нунцием о празднике Милосердия Божия, – писал он потом Сестре Фаустине. – Он обещал мне поразмыслить над этим и впоследствии вызвать меня к себе для обсуждения подробностей. Я ещё не знаю, говорить ли ему, откуда происходит эта идея. Прошу также помолиться о свете для меня и для Его Преосвященства архиепископа нунция Кортези, который способен очень многое сделать.
Роль Сестры Фаустины действительно состояла прежде всего в молитвах и жертвах в данном намерении. В письме к своему исповеднику она говорит: Что же касается этого праздника (…), то у меня нету ни тени сомнения, что это явная воля Божия. Через нас Бог начал своё дело; кто его завершит – нам выяснять ни к чему, а сейчас нужно делать то, что в наших силах, и ничего более.
После смерти Сестры Фаустины о.Сопочко не прекращал трудиться над начатым делом. В ноябре 1938 года он поехал в Ченстохову, дабы представить свой документ перед Польской епископской конференцией. В документе перечислялись доводы в пользу установления праздника Божьего Милосердия и его возможные благодатные последствия. О. Сопочко приводил исключительно богословские аргументы в пользу праздника, поскольку явления Сестре Фаустине ещё не были признаны Церковью, а епископ-ординарий ясно выразил свою волю на то, чтобы эти явления сохранялись втайне. В апреле 1939 года о.Сопочко отправился в Рим, чтобы там изложить дело об учреждении праздника Милосердия. Он встретился с государственным секретарём Ватикана и посетил Конгрегацию Божественной литургии, однако там с ним не пожелали говорить без распоряжения ординария, у которого по этому вопросу было принципиально иное мнение.
Период Второй мировой войны способствовал развитию культа Божьего Милосердия, но при этом дополнительно затруднил продвижение к официальному признанию праздника. Несмотря на это, о.Сопочко продолжал писать и издавать труды, посвящённые теме Милосердия. На латыни он написал трактат «De misericordia Dei deque eiusdem festo instituendo», изданный поначалу на стеклографе в Вильнюсе (1940), потом в США (Детройт, 1943), и наконец, благодаря стараниям примаса Хлёнда, – в Польше, уже по окончании войны (Варшава, 1947). Тот же владыка Хлёнд от имени епископата Польши переслал трактат в Рим, в Конгрегацию Божественной литургии, выразив надежду, что дело будет рассмотрено положительно. Незадолго до отправления трактата в Рим польские епископы высказали прошение об утверждении праздника Милосердия (1946 г.). В 1947 году это прошение было официально направлено в Конгрегацию; оно встретило горячую поддержку среди преподавателей теологических факультетов и духовных семинарий, которые собрались в Кракове на съезде Теологического общества 8 апреля 1948 года. Отец Сопочко тем временем издал следующий труд, озаглавленный «О празднике наимилосерднейшего Спасителя» (Познань, 1947); здесь он возражал на многочисленные обвинения, защищал идею учреждения праздника Милосердия, а в качестве самого подходящего для праздника дня в литургическом календаре называл Белое Воскресенье (первое воскресенье после Пасхи).
Богословские работы и прочие труды о.М.Сопочко привели к тому, что идея праздника Милосердия Божия все шире распространялась в рядах духовенства и прочих верных. В 1951 году архиепископ Евгений Базяк от имени кардинала Адама Сапеги учредил полную индульгенцию на семь лет для всех, кто в Поминальное Воскресенье («Проводы», или же Фомино воскресенье в восточной традиции. – Прим.пер.) посетит монастырь Конгрегации Сестёр Божьей Матери Милосердия в Кракове-Лагевниках.
Учреждение праздника Милосердия Божьего на 19 лет задержала нотификация Апостольского Престола, запрещавшая распространение культа в формах, переданных Сестрой Фаустиной. За это время было проведено детальное теологическое исследование тайны Божьего милосердия и миссии св.Сестры Фаустины. Тогда по распоряжению кардинала Кароля Войтылы профессор о.Игнатий Ружицкий проанализировал с богословской точки зрения весь корпус трудов Сестры Фаустины, в том числе всё, что касалось учреждения праздника Милосердия Божьего.
В теологических дискуссиях противники установления этого праздника ссылались на литургические предписания, не допускавшие никаких праздников в течение семи недель Пасхального времени; на литургическую традицию Церкви, не предусматривающую ни одного праздника в честь какого-либо отдельного качества, присущего Богу. Также в полемике они отмечали неразумную сектантскую позицию некоторых почитателей Божьего Милосердия, для которых новенна перед праздником Божьего Милосердия была важнее, чем Святое Триденствие и октава Пасхи.
Гораздо больше теологов высказывалось в поддержку праздника Милосердия; они также прибегали к самой различной аргументации, опровергая обвинения оппонентов. В частности, сторонники праздника Милосердия ссылались на догматические истины, утверждая, что, почитая какое-либо качество, присущее Богу, мы тем самым почитаем Его самого. Относительно принципов литургического календаря утверждалось, что они не догматичны, устанавливаются Конгрегацией Божественной литургии и могут подвергаться изменениям, следовательно, в одно из семи воскресений Пасхального времени может отмечаться праздник Милосердия. Если же внимание верующих акцентировать не на подготовке к этому празднику, а на Святом Триденствии и Пасхальной октаве, приоритеты будут расставлены верно. Сильно подчёркивался душепастырский аспект учреждения этого праздника, особенным образом обращающего внимание верующих на тайну Божьего милосердия и помогающего людям черпать из бездонной сокровищницы Божьих даров, доверенной Церкви. Скорейшему учреждению этого праздника немало способствовала энциклика Его Святейшества Иоанна Павла II «Dives in misericordia», в которой говорится, что взывать к милосердию Божию – это основное право и одновременно обязанность Церкви. Некоторые теологи писали о т.н. втором «causa Polonorum» (первым считается учреждение торжества Святейшего Сердца Иисуса по прошению епископов из Польши, вторым – установление праздника Милосердия Божьего).
Почитатели Божьего Милосердия ревностно молились об установлении этого праздника и направляли петиции духовным властям. В первое воскресенье после Пасхи они по собственной воле, без какихлибо указаний «сверху», собирались в храмах, чтобы прославить Бога в тайне Его непостижимого милосердия. После того как была отозвана нотификация Апостольского Престола (1978 г.) первым в своей епархии праздник Милосердия Божия ввёл кардинал Францишек Махарский, митрополит Краковский, объявив об этом в своем пастырском послании на Великий пост 1985 года. Потом его примеру последовали главы других епархий Польши.
Незадолго до беатификации Сестры Фаустины, 23 марта 1993 года, польские епископы направили Апостольскому Престолу прошение об установлении праздника Милосердия Божия. Апостольский Престол, назвав в числе плодов распространения почитания Милосердия Божьего кардинальное обновление литургической жизни и умножение дел милосердия, 23 января 1995 года издал декрет, позволяющий отмечать праздник Милосердия Божия во всех польских епархиях. Его Святейшество Папа рекомендовал во время служения литургии данного Воскресения использовать тексты, предписанные для этого дня в Римском Миссале и в Литургии Часов. С этого года в литургическом календаре Церкви в Польше появилась запись: II Пасхальное Воскресенье, или же Воскресенье Милосердия Божия.
Когда в 1997 году Его Святейшество Иоанн Павел II посетил санктуарий Божьего Милосердия в Кракове-Лагевниках, он поблагодарил Божественное Провидение за дарованную ему возможность лично содействовать исполнению воли Христовой путем установления праздника Божьего Милосердия в Польше. Через три года, во время канонизации Сестры Фаустины, Его Святейшество объявил об учреждении этого праздника для всей Вселенской Церкви. Конгрегация Божественной литургии и дисциплины таинств выпустила касательно праздника особый декрет, гласящий: В наше время христиане многих стран мира желают прославлять Божье Милосердие в литургии, в частности – празднуя Пасхальную тайну, в которой наиболее ярко воссияла Божественная милость ко всему человечеству. Идя навстречу их просьбам, Его Святейшество Иоанн Павел II милостиво повелел в Римском Миссале после титула «второе воскресенье Пасхи» добавить определение «то есть [воскресенье] Милосердия Божия», одновременно повелевая, чтобы в литургии этого Воскресенья всегда использовались тексты, предусмотренные для данного дня в упомянутом Миссале и в Литургии Часов римского обряда. Вот так к великой радости верующих спустя почти 70 лет была исполнена воля Господа Иисуса относительно введения в литургический календарь Церкви праздника Милосердия Божия.
с.Эльжбета Сепак ISMM
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs
____________________________
См. также: