Желание установить в Церкви этот праздник Господь Иисус впервые высказал Сестре Фаустине в Плоцке в феврале 1931 года; Он еще не раз возвращался к этой теме в последующих видениях. Поэтому ничуть не удивительно, что раньше всех прочих этот праздник согласно воле Господа и по Его указаниям стала отмечать сама Сестра Фаустина (см. Дн.280, 89, 420, 1073-1074). Её собственная роль в установлении праздника заключалась не только в передаче слов Христовых своему вильнюсскому духовнику, но также и в поддержке его трудов своей молитвой и жертвами. Отец Михал Сопочко писал статьи и богословские исследования, стараясь обосновать необходимость подобного праздника в литургическом календаре Церкви и доказать его очевидную душепастырскую пользу. Он же ходатайствовал в поддержку идеи этого праздника перед собраниями богословов и епископов, даже совершил поездку в Рим, чтобы лично представить дело Конгрегации Божественной литургии.
Вышедшая в 1959 году нотификация Апостольского Престола, запретившая распространение культа Божьего Милосердия в формах, переданных Сестрой Фаустиной, временно приостановила процесс учреждения этого праздника, но не препятствовала работе теологов, среди которых были и ревностные сторонники идеи праздника, и её противники. После того как данная нотификация Апостольского Престола была отозвана в 1978 году, о.Игнатий Ружицкий провёл полный теологический анализ написанного Сестрой Фаустиной, а Папа Римский Иоанн Павел II опубликовал энциклику «Dives in misericordia», – краковский митрополит кардинал Францишек Махарский в пастырском послании на Великий пост 1985 года объявил об учреждении праздника Милосердия Божьего в своей епархии. В последующие годы вслед за митрополитом Краковским то же самое сделали для своих епархий другие епископы. В 1995 году Его Святейшество Иоанн Павел II, идя навстречу желанию примаса Польши кардинала Юзефа Глемпа и Польской епископской конференции, выразил согласие ввести этот праздник в литургический календарь Церкви во всех епархиях Польши. В день канонизации сестры Фаустины, 30 апреля 2000 года, в первое воскресенье после Пасхи, Его Святейшество объявил об учреждении этого праздника для всей Церкви. Документ Конгрегации Божественной литургии и дисциплины таинств гласит: Его Святейшество Иоанн Павел II милостиво повелел в Римском Миссале после титула «второе воскресенье Пасхи» добавить определение «то есть [воскресенье] Милосердия Божия», одновременно повелевая, чтобы в литургии этого Воскресенья всегда использовались тексты, предусмотренные для данного дня в упомянутом Миссале и в Литургии Часов римского обряда. Это решение Его Святейшества Конгрегация огласила 5 мая 2000 года, дабы оно было исполнено не принимая во внимание какие-либо иные распоряжения.