Среди всех форм культа Божьего Милосердия, открытых нам Господом через сестру Фаустину, Час Милосердия был установлен и распространён в самую последнюю очередь: первые публикации, связанные с почитанием Милосердия, касались преимущественно венчика, новенны и литании. И лишь теологический анализ трудов св.Фаустины, в частности её «Дневника», проведённый профессором о.Игнатием Ружицким для нужд беатификационного процесса, помог выделить из множества молитв те немногие, которые были дарованы миру самим Господом Иисусом и связаны с особыми обетованиями, касающимися всех, кто читает эти молитвы. К новым привилегированным формам культа (наряду с почитанием образа Иисуса Милосердного, праздником Милосердия, чтением Венчика Милосердию Божьему, распространением почитания Милосердия) относится и Час Милосердия. С момента публикации трудов о.Ружицкого о почитании Милосердия Божьего эта форма культа довольно быстро приобрела популярность, поскольку не требовала специальных условий – таких, например, как обязательное присутствие в храме. Для почитания Часа Милосердия достаточно в час смерти Иисуса (то есть в 15.00) духовно соединиться с Распятым, умирающим на кресте, и молитвенно размышлять о Его страданиях. Это можно делать где угодно – там, где мы пребываем в данный момент, в прошениях ссылаясь на великую ценность этой заслуги – страдания Христовы.
Молитва в три часа пополудни издавна практиковалась в Конгрегации Сестёр Божьей Матери Милосердия. В три часа, – читаем мы в старом польском молитвеннике Конгрегации, – должен прозвучать колокольчик, возвещающий час смерти Христа Господа. Все [сёстры] сразу же должны опуститься на колени, поцеловать землю и произнести: «Да будет возлюблен Бог всевышний…» и т.д., три «Радуйся, Мария» в память о трёх часах, проведённых Пресвятой Девой у креста. После [читается] «Вздох…» – молитва ко Святейшему Сердцу Иисуса с просьбой о даровании способности полного принесения себя в жертву, о духе послушания и любви Божьей. В такой форме молитва в три часа дня в межвоенный период ХХ века, то есть при жизни сестры Фаустины, предлагалась в Конгрегации для факультативного личного чтения.
В таком историческом контексте Господь Иисус передает сестре Фаустине новую формулу молитвенного воспоминания Его смерти на кресте; этой молитве Он дает название «часа великого милосердия для всего мира» (Дн.1320). В культе почитания Божьего Милосердия эта молитвенная практика представляет собой пример привилегированного времени, поскольку с молитвой в конкретный час при соблюдении определенных условий Христос связывает обетование всяких милостей и земных благ, не противоречащих воле Божией (Дн.1320, 1572).
Новую культовую практику в Час Милосердия приняла не только сестра Фаустина, но и вся её Конгрегация, включившая эту молитву в число обязательных. В часовнях конгрегации молитва Часа Милосердия начинается с воззвания «О Кровь и Вода». Далее следует размышление над тем или иным моментом Страстей Господних, выраженное в форме непосредственного обращения к Господу Иисусу и соединённое с молитвой о заступничестве в общих намерениях Церкви и мира, а также в конкретных намерениях верующих, которые просят сестёр о молитвенной поддержке. За молитвой в Час Милосердия следует Венчик Божьему Милосердию и благодарение Господу за все Его милости. Этот культ из Святилища Божьего Милосердия в Кракове-Лагевниках ежедневно транслируется несколькими телевизионными станциями из Польши и мира, больше десяти радиостанций и интернет-каналов. Тексты молитв в Час Милосердия были опубликованы в двух томах издательством „Misericordia” и систематически публикуются в ежеквартальном издании «Послание милосердия».
В разных странах есть различные способы распространения этой практики почитания Милосердия Божьего. В некоторых храмах ежедневно читается молитва в Час Милосердия, в иных же в три часа пополудни бьют колокола, призывая людей ненадолго прервать свои занятия и почтить священный час молитвой. На Филиппинах на телеэкранах в три часа дня появляется образ Иисуса Милосердного, а часы отмечают это время особым сигналом. Все чаще для напоминания о часе смерти Господней используются интернет и мобильные телефоны, настроенные так, чтобы в нужный момент подавать сигнал: настало время особого милосердия – ежедневный Господень дар, который мы можем радостно принимать, где бы мы в этот миг ни оказались.
с.М.Эльжбета Сепак ISММ
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs
Подробнее о молитвенной практике Часа Милосердия см. по ссылке: Милосердие » Почитание Божьего Милосердия » Час Милосердия