Невероятно, но факт: серьёзных теологических исследований Ветхого Завета на тему милосердия в межчеловеческих связях крайне мало. Насколько большой интерес богословов вызывает сегодня тема Божьего милосердия, на которую пишутся монографии и рефераты, настолько же редко название «Милосердие в межчеловеческих связях в Ветхом Завете» встречается где-либо, кроме словарей и библейских энциклопедий, где эта тема раскрывается в самых общих чертах. Труды, посвящённые этой теме, являются исключениями из правила. В качестве примера приведем работу о.Войцеха Венгжиняка «Человеческое милосердие в Ветхом Завете», подготовленную для III Международного конгресса Апостолов Божьего Милосердия в Кракове-Лагевниках в 2008 г. Предлагаем вашему вниманию фрагмент из указанного труда, полностью доступного на польском языке.
ТАМ, ГДЕ МИЛОСЕРДИЕ СКАЗАЛО СВОЁ СЛОВО
Человеческое милосердие, присутствующее в Ветхом Завете, можно воспринимать в двух перспективах: либо через конкретные поступки, совершаемые отдельными людьми, либо же в качестве действительности, к которой человека приглашает и поощряет сам Бог или другие люди.
Примеры оказанного милосердия
Милосердный поступок – позиция, занятая Исавом, который, несмотря на утрату первородства и благословения, не причиняет зла Иакову, возвращающемуся со всей семьёй и пожитками в Ханаан (Быт 32-33). Милосердны поступки Иосифа в Египте, не карающего своих братьев за попытку братоубийства и продажу его в Египет (Быт 37,42-45); Моисея, заступающегося за свой народ (Исх 32,7-14; Чис 21,7; Пс 106 (105),23); Давида, который хотя и имеет возможность убить преследующего его царя Саула (1 Цар 24,2-6), но не решается совершить эту «справедливость по-человечески», а после смерти царя и его сына Ионафана материально обеспечивает семью погибших (2 Цар 9). Тот же Давид оплакивает смерть своего сына Авессалома, хотя тот взбунтовался против отца и лишил его царствования (2 Цар 15-19). Милосердие оказывает пророк Илия, позволяя третьему пятидесятнику, высланному царём Ахавом, упросить себя: Человек Божий! Да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих – сих пятидесяти – пред очами твоими; вот, сошёл огонь с неба и попалил двух пятидесятников прежних с их пятидесятками; но теперь да не будет презрена душа моя пред очами твоими! (4 Цар 1,13-14). Милосерден Симон Маккавей, когда прекращает схватку с жителями Газы, после того как они его просят: Поступи с нами не по злым деяниям нашим, но по милости твоей (1 Мак 13,46). Милосердным поступком является заступничество Есфири, просившей царя Артаксеркса за своих людей – заступничество, за которое она могла заплатить жизнью (Есф 4-5). Милосерден Товия, который говорит о себе: Делал много благодеяний братьям моим и народу моему (Тов 1,3); Алчущим давал хлеб и нагим одежды мои, и если кого из племени моего видел умершим и выброшенным за стену Ниневии, погребал его (Тов 1,17). О своих делах милосердия вспоминает страдающий Иов: Я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. (…) Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, я разбирал внимательно (Иов 29,12-13. 15-16).
К милосердным поступкам можно также отнести защиту от уничтожения дома Раав, которая спасла израильских разведчиков (ИсНав 1-2), позволение вениаминитам увести из Силома девушек, чтобы те взяли их себе в жёны (Суд 21), прекращение вавилонского плена Израиля (2 Пар 30,9; Пс 106 (105),46), благосклонность начальника дворцовой службы к Даниилу (Дан 1,9).
Призывы к милосердию
Кроме примеров оказанного милосердия, в Ветхом Завете мы встречаем много призывов быть милосердными к другим, иногда даже к чужеземцам и врагам. Например, сюда относятся призывы не угнетать чужеземцев, вдов и сирот (Исх 22,20-21), не требовать процента с денег, одолженных бедному (Исх 22,24), вернуть до захода солнца плащ, взятый в залог (Исх 22,25-26а), помочь заблудившемуся волу или ослу, даже если бы это был скот врага (Втор 22,1-4; Исх 23,4-5), оставить во время жатвы часть урожая неубранной на поле в пользу убогих и сирот (Втор 24,19-21), давать милостыню (Тов 4,5-8. 16), делиться хлебом с голодным и одеждой – с нагим (Тов 4,16), оставлять хлебы на могилах праведников (Тов 4,17), помогать не откладывая, если есть возможность (Притч 3,28).
Вот ещё примеры милосердия:
Сын мой! Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очи нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорчённого и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетённому, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего; не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя (Сир 4,1-5).
И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твоё было совершенно. Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. Не устраняйся от плачущих, и с сетующими сетуй. Не ленись посещать больного, ибо за это будешь возлюблен (Сир 7,35-38).
Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем (Зах 7,9-10).
Призыв к милосердию меж людьми встречается также в виде максим – кратких мудрых изречений:
Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде (Пс 112 (111), 5).
Кто затыкает ухо своё от вопля бедного – сам будет вопить, да не будет услышан (Притч 21,13).
Милосердный будет благословляем, потому что даёт бедному от хлеба своего (Притч 22,9).
Милосердие к отцу не забывается; за грехи твои оно тебе зачтётся (Сир 3,14).
Кто оказывает милость, тот даёт взаймы ближнему, и кто поддерживает его своею рукою, тот выполняет заповеди (Сир 29,1).
Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек (Сир 40,17).
Ветхозаветная литература не только призывает к милосердию между людьми, но также и обещает вполне измеримые земной мерой благие плоды такого поведения. С этой точки зрения классический текст – слова пророка Исаии:
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!». Когда ты удалишь из среды своей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и дашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад и как источник, из которого воды никогда не иссякают (Ис 58,6-11).
Прочие благие последствия милосердных деяний перечисляются в тех случаях, когда нужно призвать к деятельной любви к ближнему. Итак, милосердие смывает грехи (Сир 3,14), приносит благословение (Сир 7,32), любовь других людей (Сир 7,35), благополучие (Пс 112 (111),5) или удачу (Дан 4,24).
Можно сказать, ветхозаветный человек знает, что такое милосердие, и слышит призвание к нему, осведомлён о его положительных следствиях и время от времени подаёт примеры милосердного поведения.
ТАМ, ГДЕ МИЛОСЕРДИЕ УМОЛКЛО
Несмотря на то, что панорама межчеловеческого милосердия выглядит достаточно богатой, существует определённая граница, за которой милосердию места нет. Его не существует согласно более или менее явному повелению Бога – либо же потому, что человек восстаёт против другого человека, не считаясь с Богом.
По Божьему соизволению
Принцип «ограниченного милосердия» четко изложен в Книге Иисуса, сына Сирахова: Нет добра для того, кто постоянно занимается злом и кто не подаёт милостыни. Давай благочестивому и не помогай грешнику. Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя; ибо ты получил бы сугубое зло за всё добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздаёт отмщением. Давай доброму и не помогай грешнику (Сир 12,3-7).
В эту перспективу вписывается также и широкий спектр действий, которые выглядят как минимум жестокостью: уничтожение трёх тысяч человек сынами Левииными по повелению Моисея за то, что люди сделали золотого тельца (Исх 32,26-29), забрасывание камнями человека, собиравшего дрова в субботу (Чис 15,32-36), уничтожение 24 тысяч израильтян, сожительствовавших с моавитянками (Чис 25,1-9), и целая серия кампаний по захвату ханаанских городов с уничтожением всего их населения (ИсНав). Один из наиболее трагических примеров связан с пророком Елисеем: И пошёл он [Елисей] оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! Иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребёнка (4 Цар 2,23-24).
Хотя эти и подобные им ветхозаветные события могут сегодня выглядеть шокирующе, однако следует обратить внимание, что у «немилосердного» поведения всегда были основания. Кто прямо или косвенно угрожал чистоте веры в Единого Бога – тот не мог рассчитывать на помилование. И определяющим здесь было не то, принадлежал он к избранному народу или же был чужаком. Законодательно эта позиция выражена следующим образом: Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоём, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдём и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои», богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдалённых от тебя, от одного края земли до другого, то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нём, чтобы убить его, а потом рука всего народа; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди себя такого зла (Втор 13,6-12).
Немилосердность осуждена
Кроме поступков, которые нам сегодня кажутся немилосердными, но при этом изображены в Ветхом Завете как проявленное послушание Божией воле или даже исполнение прямого Его приказания, – любое другое немилосердное поведение сурово осуждается Богом.
Бог оглашает приговор Едому, поскольку тот преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своём и всегда сохранял ярость свою (Ам 1,11). Он также и над своим народом не смилуется, потому что не щадит человек брата своего; режут справа, но остаются голодны, едят слева, но не насыщаются (Ис 9,18-19). [Прим.пер.: в Синодальном переводе этот текст дан в будущем времени]. Бог противопоставляет себя вождям народа (Ис 3,14-15) и законоучителям (Ис 10,1-2), и немилосердных поступков Он не забудет никогда: Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, – вы, которые говорите: «когда-то пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать». Клялся Господь славою Иакова: поистине вовеки не забуду ни одного из дел их! (Ам 8,4-7).
НАДЕЖДА НА БЕЗГРАНИЧНОЕ МИЛОСЕРДИЕ?
Подводя итог размышлениям о милосердии людей в Ветхом Завете, давайте вернёмся к заступничеству первого Патриарха за людей Содома. Поскольку в торге Авраама с Богом ясно обозначен ненарушимый предел Божьего милосердия к грешникам, думается, что межчеловеческое милосердие не может обойти некоей ловушки, заключённой в самом менталитете ветхозаветного человека. Существуют ситуации, в которых даже самые близкие люди не могут рассчитывать на милосердие, а те, кто в одних обстоятельствах выглядит потрясающе милосердным, в других не проявляют ни малейшего снисхождения (см. 1 Цар 24,2-6; 2 Цар 19; 2 Цар 2,8-9).
Есть ли какая-либо надежда перешагнуть эту границу, надежда на безграничное милосердие? Почему разговор Авраама с Богом завершается на числе 10 праведников? Почему Авраам не пытается спасти город ради пяти праведников? Почему он не отваживается просить о спасении ради одного-единственного праведника – своего племянника Лота? Наверняка Аврааму, человеку Ветхого Завета, просто в голову не приходит, что Бог может быть настолько милосердным. При его концепции Бога как справедливого судии сложно надеяться «выторговать» что-либо большее. И именно это понимание Бога не позволяет Аврааму бороться за человека до самого конца. Все его товарищи, описанные в Ветхом Завете, стояли перед той же самой дилеммой. Они инстинктивно чувствовали, что Бог милосерден более, нежели человек (2 Цар 24,14), но не могли понять, что Бог может быть милосерден безгранично. И поскольку они поставили Богу границу милосердия, то и в межчеловеческом общении не могли обойтись без этих границ.
И только приход Иисуса Христа, явившего миру милосердный Лик Бога-Отца, разрушил все границы, которые ветхозаветный человек ставил Божьему и человеческому милосердию. Если бы Авраам увидел в Боге тайну распятого Сына, он знал бы, что для спасения не только Содома, но и всего мира достаточно жизни одного праведника. И тогда он наверняка и сам был бы милосерднее к Содому – вплоть до последнего его жителя.
о.Войцех Венгжиняк
______________________
Полный текст с комментариями:
ks. Wojciech Węgrzyniak, Miłosierdzie międzyludzkie w Starym Testamencie, w: W szkole miłosierdzia św. Faustyny i Jana Pawła II. Referaty z III Międzynarodowego Kongresu Apostołów Bożego Miłosierdzia, Wydawnictwo „Misericordia”, Kraków 2008, s.95-120.
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs