Души, которые распространяют почитание Моего милосердия, Я защищаю в течение жизни, как заботливая мать – своего младенца, и в час смерти Я буду для них не Судьёй, а милостивым Спасителем (Дн.1075). Такое обетование дал Господь Иисус всем, кто тем или иным образом будет провозглашать Его милосердие. Великая радость для священников заключена в дополнительном обещании Христа, согласно которому закоренелые грешники будут сокрушены их словами, когда они будут говорить о Моём бездонном милосердии, о сострадании к ним, которое живёт в Моём Сердце. Священникам, которые будут возвещать и прославлять Моё милосердие, Я дам удивительную силу, Я благословлю их слова и взволную сердца, к которым они будут говорить (Дн.1521). Эти обещания свидетельствуют о том, какое огромное значение имеет распространение почитания Милосердия, коль скоро всем, берущим на себя эту миссию, Иисус обещает материнскую опеку в течение жизни и в минуту смерти. Эта миссия занимает огромное место в культе Божьего Милосердия, наряду с образом Иисуса Милосердного, праздником Милосердия Божьего, Венчиком и Часом Милосердия, поскольку, как и перечисленные формы культа, отмечена обетованиями Иисуса, относящимися ко всем.
Тот, кто берет на себя миссию провозглашения тайны милости Божией путем распространения почитания Милосердия, наиболее полно явленного во Христе распятом и воскресшем, должен своей жизнью, деяниями, словами и молитвой не только указывать прочим путь к счастливой и плодотворной жизни на земле, но также – а может, и прежде всего – служить делу спасения и освящения мира, подготавливая человечество ко второму пришествию Христову. Свидетельница Моего милосердия, – говорил Иисус сестре Фаустине, – пиши, говори душам о Моём огромном милосердии, потому что близок страшный день, день Моего правосудия (Дн.965). Не останавливайся в провозглашении Моего милосердия (Дн.1521). Говори всему миру о Моём непостижимом милосердии (Дн.699). Пусть всё человечество постигнет Моё бездонное милосердие. Это знамение времени, после него наступит Судный день (Дн.848). Напиши: прежде чем Я приду как справедливый Судия, Я открываю настежь двери Моего милосердия. Кто не хочет пройти через двери милосердия, тот должен пройти через дверь Моего правосудия (Дн.1146). Поэтому столь многократно на страницах «Дневника» появляется этот настойчивый призыв Господа Иисуса, адресованный сестре Фаустине, а через неё – всей Церкви и всему миру.
Миссия провозглашения призыва Милосердия берет свое начало в дарах, получаемых нами еще при святом крещении, будучи одновременно и правом, и обязанностью Церкви, а значит – всех верных. Пришло время, – говорил Его Святейшество Иоанн Павел II на Краковских Блонях в 2002 году, – чтобы послание Божьего милосердия влило в человеческие сердца надежду и стало очагом новой цивилизации – цивилизации любви.
1. Познание тайны Божьего милосердия
Задание провозглашения и воплощения в жизнь различными способами (деяниями, словом и молитвой) милосердной любви Божией требует прежде всего постоянного постижения этой прекраснейшей тайны нашей веры. Постижение тайны основывается на текстах Священного Писания и на поиске проявлений этой любви в собственной жизни и во всем мире. Так действовала сестра Фаустина, которая, следуя монастырскому уставу, прежде всего сама размышляла над милостью Божией, проявленной в деле сотворения, спасения, в Святой Церкви, в слове Божием и в таинствах, в призвании человека к единству с Богом уже здесь, на земле, а в перспективе – и в вечности. Постоянно во всех жизненных событиях она стремилась усматривать любящую руку Отца небесного. Такое постижение тайны Божьего милосердия привело её к осознанию, что все доброе в человеческой жизни исходит от Бога, будучи даром Его милосердной любви. Твоё милосердие, как золотая нить, проходящая через всю нашу жизнь, сохраняет связь нашего естества с Богом, и поскольку Ему для счастья ничего не нужно, то всё это – лишь дело Его милосердия. От радости я лишаюсь чувств, когда Бог даёт мне глубже постичь своё огромное достоинство, то есть своё бездонное милосердие (Дн.1466). Постижение Божьего милосердия с помощью неотъемлемо присущих человеческому естеству разума и воли было дополнительно углублено в душе Фаустины благодатным даром созерцания, благодаря чему она сумела необычайно глубоко проникнуть в эту тайну и плодотворно провозглашать её миру.
Свидетельство жизни сестры Фаустины учит нас: чтобы наша проповедь Милосердия Божьего миру давала много плода, недостаточно одного лишь интеллектуального познания этой истины веры – ею нужно жить изо дня в день. Поэтому и Господь Иисус, наставляя сестру Фаустину, многократно призывал её не только размышлять о Его милосердной любви, но прежде всего наследовать Его путем дел милосердия. Дочь Моя, – говорил Он, – смотри в Моё милосердное Сердце и отражай Его милосердие в своём сердце и поступках, чтобы ты, возвещающая миру о Моём милосердии, сама горела им (Дн.1688). Послушная словам Иисуса, она вся желала преобразиться в Милосердие, стать живым его отражением. Каждый из Твоих святых отражает в себе одну из твоих добродетелей, – писала сестра. – Я жажду отразить Твоё сострадающее и полное милосердия Сердце, я хочу его прославлять. О Иисус, пусть Твоё милосердие будет запечатлено в моём сердце и моей душе – это будет моим отличием в этой и грядущей жизни. Прославление Твоего милосердия – исключительная цель моей жизни (Дн.1242).
2. Провозглашение послания Милосердия
Сестра Фаустина возвещала Господне послание Милосердия прежде всего свидетельством своей жизни в духе доверия Богу и милосердия по отношению к ближним. Забота о ежедневном возрастании в этом духе требует большой работы над собой, духовной дисциплины, многих стараний быть верным воле Божией. Намерение следовать воле Божией выражается в том, чтобы при каждой возможности делать добро ближним. Человек, который доверяет Богу, то есть исполняет Его волю и творит дела милосердия, является живым образом Божьего милосердия, поскольку каждый, кто смотрит на него, постигает, что Бог благ, что Ему стоит довериться и наследовать Его в милосердной любви к людям. Особенно красноречиво свидетельствует о Боге милосердие к людям в делах как больших, так и в малых. Это самый сильный довод в проповеди почитания Милосердия Божьего. Свидетельство праведной жизни в духе Милосердия – наипервейший и главный способ распространения этого благочестивого и прекрасного культа.
Однако недостаточно одного лишь свидетельства праведной жизни; проповедь Милосердия Божия словом также необходима. Сестра Фаустина в личных контактах с людьми использовала каждую возможность, чтобы вновь и вновь говорить о милости Божией, призывая людей уповать на Него. Она провозглашала послание Божьего Милосердия не только речами, но и письменным словом. По велению Господа Иисуса она вела дневник, в котором писала о великих деяниях Божиих в собственной жизни и во всем мире. Посредством своего дневника она и поныне провозглашает миру тайну Божьего милосердия, повествуя о том, как благ наш Господь, как Он заботится о человеке, о его земном и вечном счастье, как призывает доверяться Его благой воле и строить свою жизнь в духе милосердия.
Обычно мы соотносим провозглашение милосердия Божьего с публичными выступлениями: проповедью, катехизацией в школе, записями на радио и телевидении, книгами, статьями в прессе и т.д. Однако больше всего оказий для этого именно в нашей повседневной жизни, в личных контактах с людьми. И мы проповедуем всякий раз, когда – подобно Фаустине – в своих разговорах, в интерпретации фактов и событий стараемся усмотреть милость Божию, когда мы способны воспринимать обыденную ситуацию в перспективе веры и видеть любящую руку Отца небесного во всём, даже в тяжких испытаниях и великих страданиях. Такое апостольство в потоке жизни приносит более всего плодов.
Следующим способом распространения почитания Милосердия является молитва, в частности отправление культа Милосердия Божьего в формах, переданных Иисусом сестре Фаустине. Ежедневно можно прославлять Бога в тайне Его милосердия, распространять его почитание и испрашивать милосердие для мира посредством литургии Церкви, а также через индивидуальное поклонение образу Иисуса Милосердного, путём чтения венчика Божьему Милосердию или же молитвы в Час Милосердия.
Господь Иисус говорит и о том, как именно можно выполнять эту миссию в повседневной жизни. Молитвы, посты, умерщвления плоти, – поучал он сестру Фаустину, – труды и всевозможные страдания ты будешь соединять с Моими молитвами, постом, умерщвлением плоти, трудом, страданием, и тогда они будут иметь силу перед Моим Отцом (Дн.531). Особенную роль в испрашивании Божьего милосердия играет страдание. Существует одна цена, – говорил Фаустине Господь Иисус, – которой искупаются души – это страдание, соединённое с Моим страданием на кресте (Дн.324). Каждое обращение грешной души требует жертвы (Дн.961). Он обращает к Фаустине просьбу: Мне нужны твои страдания для спасения душ (Дн.1612). Дочь Моя, помоги Мне спасать души. Соедини свои страдания с Моим Страданием и жертвуй их Небесному Отцу за грешников (Дн.1032). Он объясняет, что молитвой и постом можно спасти больше душ, чем одними лишь поучениями и проповедями (см. Дн.1767).
Сестра Фаустина, а вместе с ней и все, кто принимает послание Божьего Милосердия, призваны прежде всего испрашивать различные благодати для грешников, поскольку именно грешники находятся в самом отчаянном положении и более прочих нуждаются в помиловании. Поэтому и сам Господь Иисус часто просил о молитве за них, говоря: Ты должна (…) испрашивать для них благодати, чтобы и они превоз- носили Моё милосердие (Дн.1160). Потеря каждой души, – объяснял Он в другом разговоре, – погружает Меня в смертельную грусть. Ты всегда радуешь Меня, когда молишься за грешников. Наиболее угодна Мне молитва за обращение грешников. Знай, дочь Моя, что эта молитва всегда бывает услышана (Дн.1397), поскольку она согласна с волей Божией. Господь Бог ничего так не желает, как спасения всех людей, ибо каждого человека Он сотворил из любви, за каждого Иисус отдал жизнь и желает вовеки пребывать с ним в доме Отчем.
Второй группой людей, обладающих своего рода привилегией в мо- литве апостолов Божьего Милосердия, являются священники и монашествующие – то есть те, кто ведёт народ Божий путями спасения и в битве за души находится на передовой. Также и они весьма сильно нуждаются в молитвенной поддержке. Я отдаю тебе под опеку две драгоценные для Моего сердца жемчужины – это души священников и монахов, – сказал Господь Иисус сестре Фаустине. – За них ты будешь особенно молиться, их сила будет в вашем самопожертвовании (Дн.531).
В «Дневнике» сестры Фаустины записана просьба Господа Иисуса о молитве за умирающих. Испрашивай для них веру в Моё милосердие, – сказал Он, – потому что они больше всего нуждаются в вере, но меньше всего обладают ею. Знай, что милость вечного спасения некоторых душ в последний момент зависит от твоей молитвы (Дн.1777). Он также поручил сестре Фаустине часто спускаться в чистилище, поскольку там в ней нуждаются (см. Дн.1738); это означает предстательство за умерших, просьбу о милосердии к ним путем молитв и жертв. Хотя Господь не перечисляет подробно все категории людей, нуждающихся в молитве, совершенно очевидно, что Ему угодна молитва за всех, так как Он говорит об испрашивании милосердия Божьего для всего мира.
И все же никогда, – пишет Его Святейшество Иоанн Павел II, – ни в один из периодов истории – и особенно в такую критическую эпоху, как наша, – Церковь не имеет права забывать о молитве, вопле, взывающем к милосердию Божьему перед лицом многообразных форм зла, нависшего над человечеством и угрожающего ему. И это, в Иисусе Христе, право и основной долг Церкви (DM 15).
3. Провозглашайте Милосердие Божие надлежащим образом
Проповедуя Милосердие, чрезвычайно важно передавать это святое послание верно и без искажений, в том числе заботиться о чистоте культа Божьего Милосердия в формах, переданных нам сестрой Фаустиной. В наши дни культ Божьего Милосердия приобрел большую популярность, в связи с чем появилось множество публикаций, которые весьма упрощённым и нередко ошибочным образом излагают суть почитания Милосердия Божьего, что искажает основы практики этого культа.
Теологическое основание этого культа выводится профессором Игнатием Ружицким в докладе о трудах сестры Фаустины, подготовленном для нужд беатификационного процесса. Краткое изложение этого доклада было опубликовано в брошюре под названием «Милосердие Божие. Главные черты культа почитания Милосердия Божьего», а его полный текст – в книге под названием «Почитание Милосердия Божьего» (издательство «Misericordia», Краков, 1999, изд-е II – 2008). В свете этого исследования мы можем определить суть культа Милосердия Божьего как упование на Господа Бога (то есть библейская позиция доверия Богу), а также милосердие по отношению к ближним. И только на этом фундаменте основываются следующие формы культа: образ Иисуса Милосердного, праздник Милосердия, Венчик Божьему Милосердию, Час Милосердия и распространение почитания Милосердия. С этими формами почитания Божьего Милосердия связаны обетования Господа Иисуса, которые Он дал всем (не только самой сестре Фаустине, как в случае воззвания «О Кровь и Вода» или новенны Божьему Милосердию). При отсутствии фундамента, то есть христианской жизни в духе доверия Богу и милосердия к ближним, ни одна из форм культа не будет истинным актом благочестия и не принесёт ожидаемых результатов. Поэтому, – пишет о.И.Ружицкий, – если кто-то, например, читает венчик Божьему Милосердию, но при этом не имеет в душе упования, он не получит ни одной из милостей, которые Иисус связал с исполненным доверия чтением этого венчика.
Причина наиболее распространенных ошибок касательно проповеди и форм отправления культа Божьего Милосердия заключается во фрагментарном прочтении текста «Дневника» и в отправлении культа ненадлежащим образом.
Фрагментарность – это выдёргивание из контекста «Дневника» отдельных фраз и повсеместное их использование при отсутствии анализа всего корпуса текстов. В таком случае публикуемый отрывок начинает восприниматься как аксиома или же как полнота истины. Примеры:
- Желаю, чтобы было такое объединение людей, которое станет провозглашать и испрашивать милосердие Божие для мира. Кто-то, прочитав эту фразу в отрыве от контекста, может посчитать, что Господь желает возникновения конкретного монашеского ордена, цель которого будет состоять в выполнении указанной задачи. В то же время из анализа всего «Дневника» следует, что Господь говорил не о какой-либо определённой конгрегации, но о великом деле в Церкви, которое мы ныне называем Апостольским движением Божьего Милосердия (см. Дн.1155).
- Душа, которая будет почитать этот образ, не погибнет (это либо иное обетование, процитированное без перечисления необходимых для его выполнения условий). Однако это и другие обетования Господа Иисуса будут исполнены только при соблюдении опреде- ленных условий, которыми в данном случае являются упование на Господа Бога и позиция деятельной любви к ближнему. Душа, которая будет почитать этот образ – это человек, который молится перед образом с упованием и исполненную доверия молитву соединяет с делами милосердия, а не тот, кто, скажем, все время носит образок в бумажнике.Нередкой ошибкой также является популяризация отдельных форм почитания Божьего Милосердия – например, Венчика, новенны или литании – без разъяснения самой сути этого культа, а также выделение избранных форм культа из числа иных молитв, записанных в «Дневнике» сестры Фаустины.Ошибки второго типа происходят из того, что культ Божьего Мило- сердия практикуется ненадлежащим образом. Вот наиболее распространенные из них:
- Неверно будет ограничивать отправление культа поверхностной религиозностью и чисто внешними действиями, например, чтением Венчика, оставляя без внимания формирование у верующих христианской позиции упования на Бога и милосердия по отношению к ближнему;
- добавлять либо пропускать слова во время чтения Венчика Божьему Милосердию;
- присоединять к описанным формам отправления культа какие-либо частные или сторонние благочестивые практики;
- воспринимать миссию сестры Фаустины в отрыве от Священного Писания.Послание Милосердия, которым мы призваны жить и делиться с другими, – это великий дар Бога современному миру, дар, который служит знаком надежды, залогом спасения и светом, освещающим людские пути в третьем тысячелетии веры, и потому согласно замыслу Иисуса его должно принимать и делиться с другими в великом смирении. Это послание, – говорит Его Святейшество Бенедикт XVI, – действительно является главным посланием нашего времени: милосердие как Божие могущество, как поставленный Богом предел для зла всего мира. Вот почему щедро делиться этим даром с другими воистину необходимо.
с.М.Эльжбета Сепак ISММ
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs