Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, – скажет автор Послания к евреям. Через Христа и во Христе Бог наиболее полно явил тайну своей милосердной любви. «Иисус Христос является Воплощённым Милосердием», – напишет св.Сестра Фаустина. В Его воплощении, жизни, чудесах и учении, и в наивысшей степени – в Его страдании, смерти и воскресении полным светом воссияла тайна милосердия Бога. Его Святейшество Иоанн Павел II пишет: Иисус – прежде всего, самим образом своего жития и своими деяниями, — открывает истину, что любовь присутствует здесь, на земле, где мы живём. Это та самая действенная любовь, которая обращена к человеку и охватывает всё, что составляет его человеческую сущность. Эта любовь проявляется, прежде всего, тогда, когда соприкасается со страданием, несправедливостью, нищетой и вообще со всеми исторически сложившимися условиями человеческого существования, которые по-разному выявляют ограниченность и хрупкость человека – как физическую, так и моральную. И как раз сам образ проявления такой любви, вся совокупность её действий называется на библейском языке «милосердием» (DM 3).
Провозглашение милосердной любви Бога всегда было одним из основополагающих мотивов учения Христова. Христос говорил о ней не в только в притчах как таковых – о милосердном отце и блудном сыне (см. Лк 15,11-32), милосердном самарянине (см. Лк 10,30-37) и неми- лосердном слуге (см. Мт 18,23-35), – но раскрывал аспекты этой тайны также и в иных повествованиях и поучениях (например, см. Мт 18,12-14; Мт 20,1-15; Лк 15,3-7). Христос не только учил о милосердной любви Бога, но прежде всего воплощал её собой; эта любовь и была основным смыслом Его спасительной миссии. Ещё в начале своей деятельности, ссылаясь на слова пророка Исаии, Он говорит жителям Назарета, что послан, дабы нести нищим благую весть, возвещать узникам свободу, а слепым – прозрение, дабы угнетённых отсылать свободными и провозглашать «лето Господне благоприятное» – время милости от Бога (см. Лк 4,18 и далее). На вопрос учеников Иоанна Крестителя: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? (Лк 7,19) Иисус ответил: Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют (Лк 7,22 и далее). То есть – что в мире воплощается Божие милосердие.
Однако наиболее полно милосердная любовь Бога была явлена через Его Сына в час Его страданий, смерти и воскресения. Пасхальная Тайна есть вершина этого Откровения и этого дела милосердия – милосердия, способного оправдать человека и восстановить правду, являющую собой осуществление того спасительного порядка, который Бог от начала возжелал в человеке и через человека в мире (DM 7).
1. Греческая терминология милосердия в Новом Завете
Греческая терминология, используемая для описания тайны милосердия Божьего, не передаёт всех оттенков значения еврейских слов, обозначающих эту величайшую черту Бога. В основном (более двухсот раз) еврейский термин hesed передан при помощи существительного eleos, означающего сочувствие нуждающимся. Оно также говорит о верности Бога принесённым обетованиям (например, см. Песнь Марии («Magnificat»). Им обозначается и спасительное дело Христа.
Довольно точно еврейскому rahamim соответствует существительное splanchna, которое в иудейской традиции означает чувство настолько глубокое, что оно «переворачивает внутренность», то есть затрагивает не только психику и волю, но и весь человеческий организм, который до известной степени – например, слезами или смехом – отображает душевные переживания. Определение splanchna, таким образом, подчёркивает внутреннее измерение тайны милосердия. Это греческое существительное у св.Павла применяется для описания христианина, то есть личности, обладающей истинной способностью сострадать, любить и оказывать конкретную помощь. В Евангелии (например, в притче о милосердном самарянине, Лк 10,30-37) также встречается однокоренной глагол – splanchnidzomai, обозначающий спонтанную реакцию человека, глубоко потрясённого видом страданий ближнего. Действие, описываемое глаголом splanchnidzomai, исходит из самого сердца и дает начало действиям, направленным на оказание помощи другим.
Чрезвычайно богатой коннотацией обладает греческое прилагательное oiktirmon, говорящее о силе Божьего милосердия и вместе тем объясняющее сущность христианского призвания. Насколько слова splanchna – splanchnidzomai подчёркивают внутреннее чувство (аффект) милосердия, а eleos делает акцент на ценности поступка, настолько же oiktirmon балансирует между ними. Это слово означает интенсивно переживаемую любовь. Однако если мы возьмём Евангелие от Луки (6,36) и исследуем контекст, в котором появляется фраза «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», то увидим, что oiktirmon подчёркивает ценность милосердного поступка. А значит, человек должен быть так же милосерден, так же полностью задействован в совершении добрых поступков, как и Бог, – что на практике означает способность прощать и любить врагов.
2. Милосердие Божие в тайне Воплощения Сына Божьего
Новый Завет особенно радикально представляет нам тайну милосердия; причиной тому – воплощение Сына Божьего. Итак, Второе Лицо Пресвятой Троицы не пожелало быть равным Богу, но уничижило себя самого, приняв образ раба, становясь человеком, которому дали имя Иисус – в переводе «Бог спасает» (см. Флп 2,6-7). Этот акт кенозиса (уничижения) Бога становится словно бы зерном, посеянным в человеческом сердце, чтобы раскрылись глубочайшие хранилища мило- стивой любви Бога. Это зерно раскрывается и дает побег как в скрытой, так и в публичной деятельности Иисуса, чтобы в итоге принести щедрый плод излияния благодатей в деле Искупления.
Видевший Меня видел Отца (Ин 14,9). Книги Нового Завета показывают Иисуса из Назарета как живое отражение любящего Бога-Отца. Из числа различных качеств и характеристик Иисуса Новый Завет более всего подчёркивает Его милосердие по отношению к человеку, находящее выражение во всех проявлениях доброты, благосклонности, прощения. В конце концов, люди могли не только ощутить доброту Бога, но также и физическим образом увидеть Его и коснуться Воплощённого Милосердия (см. 1 Ин 1,1). Перефразируя слова св.Франциска Сальского «мерой любви является любовь без меры», можно сказать, что Бог возжелал в Иисусе Христе показать безмерность своего милосердия, вершиной проявления которого стало древо Креста. Поэтому недаром милосердие тесно связано с тайной спасения (см. Лк 1,46-54. 68-78), означающего не только освобождение от грехов, но также и предоставление защиты слабым, угнетённым, о чём мы читаем в Песни Марии – «Magnificat» (Лк 1,46-55). В понятие спасения также входит исцеление больных, дарование надежды исстрадавшимся сердцам, возвращение свободы и т.д. (см. Лк 4,18-19).
Милосердие, оказанное человеку путём исполнения обетования прихода Мессии – Спасителя, становится источником радости (ср. Лк 1,47). Именно благодаря излиянию на нас неизмеримой любви Божией, исполненной заботы о нашей жизни и счастье (ср. Лк 1,78), вместе с пришествием Бога в мир наступила эра освобождения человека от ярма греха, от власти дьявола. Это милосердие (гр. eleos) даруется не только современникам Христа – оно распространяется во вселенском масштабе, переходя из поколения в поколение. Оно охватывает историю всего человечества.
3. Милосердие Божие в жизни и учении Христа
По земле, по которой ступает существо под названием homo sapiens, ходил сам Бог – и оставил на этой земле следы своей милости. Евангелисты не смогли перечислить в своих писаниях все знаки и чудеса благости Божией, о чём прямо говорит св.Иоанн: Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать об этом подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин 21,25). Перефразируя высказывание Иоанна Евангелиста, можно сказать, что никому не под силу описать все деяния Воплощённого Милосердия Божьего, которое щедро одаряло других собой.
Наглядным примером этой щедрости служат чудеса исцелений и воскрешений, в которых мы познаём сердце Бога, Его способность сострадать, Его личное сочувствие людским несчастьям. Яркий тому пример – описание воскрешения юноши из Наина, единственного сына вдовы (см. Лк 7,11-17). Евангелист Лука использует глагол splanchnidzomai, чтобы передать реакцию Иисуса, глубоко взволнованного случившимся. Итак, источник милосердия – это сердце, а следовательно, милосердие не лишено эмоционального измерения, хотя и не ограничивается им одним. Иисус, исполненный милосердия, много раз, жалея больных, исцелял их (см. Мт 9,27-31; 20,29-34; Мк 9,14-27; Лк 17,11-19; 18,35-43). Его стремление нести людям помощь и радость было выше любых социальных разделений. Иисус-еврей исцелял не только своих соплеменников, но и самарянина (см. Лк 17,12 и далее). Сбоку отметим, что самаряне и евреи враждовали между собой. Каждого человека, независимо от его верований и культурной принадлежности, должно одарять помощью и благожелательным отношением.
Милосердная любовь Бога присутствует и в даре удовлетворения основных человеческих нужд. В повседневной жизни эта истина часто от нас ускользает. Однако евангелист Матфей уже в самом начале описания чуда умножения хлебов называет причину свершения этого чуда – одарения человека хлебом. Причина в Христовой заботе о нас, выраженной в словах «сжалился над ними» (Мт 14,14). Очередной раз появляется глагол splanchnidzomai, указывающий на эмпатию и доброту Иисуса.
Однако важнее всего милосердие, направленное на заботу о человеческой душе. Иисус как видимый образ Бога-Отца открывает нам прежде всего лицо Отцовской любви, ищущей грешника. Пожалуй, прекраснейшие иллюстрации этой истины мы встречаем в 15-й главе Евангелия от Луки, в которой одна история рассказывается тремя способами: это притчи о пастыре, настойчиво ищущем пропавшую овцу (ст.4-7), о женщине, упрямо разыскивающей драхму (ст.8-10), о милосердном отце, принимающем своего блудного сына (ст.11-12). Структура повествования во всех трех притчах одинакова: утрата – обретение – радость обретения символизируют полную поглощённость Бога делом спасения грешников. Бог не станет отдыхать, пока не найдёт потерянное (ср. ст.4). Он любит настолько сильно, что взволнован до самых глубин своего существа, видя возвращающегося блудного сына, и не произносит ни единого слова упрёка – лишь обнимает свое дитя с нежностью (ст.20-23). Насколько сильно эти примеры способны тронуть человеческое сердце, свидетельствует высказывание одного индуса: Я стал христианином из-за 15-й главы Евангелия от Луки. Характерно, что во всех этих перикопах (т.е. отрывках Писания) сильно акцентирована тема радости. А значит, милосердие – это тайна, пронизанная радостью, поскольку оно рождает жизнь, исполненную смысла.
Невозможно перечислить все новозаветные фрагменты, повествующие, как Иисус становился на защиту людей, презираемых еврейским обществом. Вспомним хотя бы призвание мытаря Матфея (см. Мт 9,9), отпущение грехов женщинам сомнительного поведения (см. Лк 7,44-48; Ин 8,4-11). Ибо Бог пришёл на землю для того, чтобы спасать (см. Ин 12,47). Он не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился и жил, ведь Он желает милосердия, а не жертвы (см. Мт 9,13; 12,7). Он пришёл в мир не из-за человеческого совершенства, но чтобы спасать грешников (см. Мт 9,13). В контекст поиска грешников ложится и дар изгнания злых духов (Мт 15,21-28; 17,14-20).
На страницах Нового Завета мы также находим горячий призыв, практически повеление – творить дела милосердия. Евангелист Лука смело возглашает вслед за Господом: Будьте милосерды (гр. oiktirmones), как и Отец ваш милосерд (Лк 6,36). Мы должны нести другим добро настолько ревностно, чтобы наше милосердие стало образом милосердия самого Бога, нашего Отца! Однако как нам исполнять это повеление в повседневной жизни? Как предыдущие, так и последующие стихи призывают молиться за тех, к кому сложно проявить симпатию, – молиться во избежание осуждения, резких высказываний о врагах и т.д. Истинность милосердия, таким образом, проверяется нашим отношением к другому человеку. Эта безграничность Божьего сострадания и необходимость бесконечного прощения показана в диалоге Иисуса со св.Петром, когда первый Папа Церкви узнаёт от милосердного Учителя, что прощать нужно всегда (см. Мт 18,21-22). Автор Послания к ефесянам использует понятие милосердия именно в контексте прощения друг другу слабостей и грехов (см. Еф 4,32). Акт примирения основан на той данности, что сам Бог щедр в даровании прощения: Будьте друг ко другу добры, сострадательны; прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Однако прощение можно получить лишь при наличии одного очень важного условия, а именно – сокрушения о своих грехах: Ежели согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», – прости ему (Лк 17,3-4).
Собственно, по делам милосердия, совершённым по отношению к нашим ближним, мы и будем судимы. Бог поставит вопрос о том, насколько было задействовано наше сердце. Познают милосердие те, кто сам поступал милосердно (см. Мт 5,7). Те же, кто выказал недостаточную чувствительность к человеческому несчастью, согласно притче о богаче и Лазаре (см. Лк 16,19-31), понесут горькие последствия своих поступков. Как добавляет апостол Иаков, «суд без милости не оказавшему милости» (Иак 2,13). Милость Божия, невзирая на свою неотступность и могущество, никогда не разрушает человеческую свободу и уважает наш выбор.
4. Милосердие в страдании, смерти и воскресении Христа
Благодаря милосердию, которое превозносится над судом (Иак 2,13), каждый человек уже спасён, то есть его спасение уже совершилось во время страданий и смерти Иисуса на крестном древе – и Его славного воскресения. Автор Послания к ефесянам выразил эту истину кратко, но ярко: Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены (Еф 2,4-5). Это отпущение грехов сбылось ценой пролития крови Бога-Человека (см. Еф 1,7), ценой пронзённого Сердца Иисуса, из которого истекли кровь и вода (см. Ин 19,34). Страдание Сына Божьего являет нам безмерность этой милосердной любви, способной пойти на смерть, лишь бы завоевать своего возлюбленного, свою любовь – человека!
Столкнувшись с проблематикой Креста, мы можем задаться вопросом: если Бог настолько добр, то почему Он позволил, чтобы Его Сын, Единородный, так жестоко страдал? Ответов несколько. Прежде всего, нельзя забывать о Божьей справедливости. Каждый совершённый грех требует воздаяния. Кроме того, великое страдание, претерпеваемое Иисусом в последние часы своей жизни, знаменует серьёзность любого проступка перед Богом. В конце концов, сам Крест служит дока- зательством, что обетование любви Бога к нам – это не пустые слова, но нечто, подтвержденное конкретным деянием. Поэтому мы можем взывать смело, со всей уверенностью и убеждённостью: Иисус, я уповаю на Тебя!
Для нашего спасения Христос стал милосердным Первосвященником, приносящим жертву – себя самого (см. Евр 2,17), становясь одновременно жертвой умилостивления за наши грехи. У Бога, Отца милосердия (см. 2 Кор 1,3), Он испрашивает для людей дар прощения. Поэтому автор Послания к евреям прямо призывает, чтобы каждый человек с доверием приблизился к престолу благодати, у которого он получит милосердие и обретёт благодать для благовременной помощи (Евр 4,16). В таинстве Евхаристии присутствует тот же милосердный Бог – субстанциальным образом, то есть в своих Теле и Крови, Божестве и Человечности. Тот Бог, Сердце которого бьётся для каждого человека. Почему Бог пожелал настолько сильно уничижить себя самого? Почему Он сделал себя Пленником в Дарохранительницах храмов? Как сказано на страницах Священного Писания, Бог пришёл в мир как человек не только для того, чтобы искупить нас, но также и чтобы накормить нас (ср. Ин 6,51. 58). Милосердный Бог при посредничестве Церкви (см. Мт 16,18) через дар святых таинств (о которых идёт речь в Новом Завете, например, Иак 5,14 и далее; Еф 5,25 и далее) остаётся с нами «до скончания века» (Мт 28,20).
Невозможно полностью осветить тематику милосердия, содержащу- юся в Новом Завете. О ней говорится на каждой странице Евангелия, Деяний и Посланий апостолов, а также в книге Откровения. Каждый акт благости Божией по отношению к человеку является милостью, то есть знаком любви. Чтобы всё глубже проникать в эту великую тайну Божьего милосердия, нужно систематическое чтение и молитвенное размышление над текстами Священного Писания, в которых Бог открывает себя – свою милосердную любовь к человеку.
с.Мария Фаустина Циборовская ISMM
Перевод: с.М.Беата Михаэла Ермак OPs