Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, – скажет автор Послания к евреям. Через Христа и во Христе Бог наиболее полно явил тайну своей милосердной любви. «Иисус Христос является Воплощённым Милосердием», – напишет св.Сестра Фаустина. В Его воплощении, жизни, чудесах и учении, и в наивысшей степени – в Его страдании, смерти и воскресении полным светом воссияла тайна милосердия Бога. Его Святейшество Иоанн Павел II пишет: Иисус – прежде всего, самим образом своего жития и своими деяниями, — открывает истину, что любовь присутствует здесь, на земле, где мы живём. Это та самая действенная любовь, которая обращена к человеку и охватывает всё, что составляет его человеческую сущность. Эта любовь проявляется, прежде всего, тогда, когда соприкасается со страданием, несправедливостью, нищетой и вообще со всеми исторически сложившимися условиями человеческого существования, которые по-разному выявляют ограниченность и хрупкость человека – как физическую, так и моральную. И как раз сам образ проявления такой любви, вся совокупность её действий называется на библейском языке «милосердием» (DM 3).
Провозглашение милосердной любви Бога всегда было одним из основополагающих мотивов учения Христова. Христос говорил о ней не в только в притчах как таковых – о милосердном отце и блудном сыне (см. Лк 15,11-32), милосердном самарянине (см. Лк 10,30-37) и неми- лосердном слуге (см. Мт 18,23-35), – но раскрывал аспекты этой тайны также и в иных повествованиях и поучениях (например, см. Мт 18,12-14; Мт 20,1-15; Лк 15,3-7). Христос не только учил о милосердной любви Бога, но прежде всего воплощал её собой; эта любовь и была основным смыслом Его спасительной миссии. Ещё в начале своей деятельности, ссылаясь на слова пророка Исаии, Он говорит жителям Назарета, что послан, дабы нести нищим благую весть, возвещать узникам свободу, а слепым – прозрение, дабы угнетённых отсылать свободными и провозглашать «лето Господне благоприятное» – время милости от Бога (см. Лк 4,18 и далее). На вопрос учеников Иоанна Крестителя: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? (Лк 7,19) Иисус ответил: Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют (Лк 7,22 и далее). То есть – что в мире воплощается Божие милосердие.
Однако наиболее полно милосердная любовь Бога была явлена через Его Сына в час Его страданий, смерти и воскресения. Пасхальная Тайна есть вершина этого Откровения и этого дела милосердия – милосердия, способного оправдать человека и восстановить правду, являющую собой осуществление того спасительного порядка, который Бог от начала возжелал в человеке и через человека в мире (DM 7).