После года службы в Александрове Хеленка Ковальская вернулась в Глоговец, чтобы просить у родителей разрешения поступить в монастырь. Ковальские, ссылаясь на отсутствие денег для приданого, отказали ей. И хотя Хеленка объясняла, что деньги не нужны, что Господь Иисус сам обо всём позаботится, однако отец оставался твёрд в своём решении. Он не послушал даже настоятеля прихода, который советовал продать корову и позволить девушке вступить в монастырь, поскольку Бог её призывает. Хеленка же не хотела идти в монастырь без согласия родителей, поэтому вернулась в прислуги. На этот раз – в Лодзь.
1. Прислуга в Лодзи
В то время Лодзь была динамично развивающимся центром текстильной промышленности. В начале ХХ века в ней проживало более 500 000 жителей: поляки, немцы, евреи и русские. Работали большие мануфактуры, фабрики, процветали банки, строились великолепные дворцы промышленников, парки и сады. А поскольку промышленность развивалась, в город прибывало множество людей, искавших работу, чтобы иметь деньги на жизнь и крышу над головой.
В 1922 году в Лодзь приехала и Хеленка Ковальская, чтобы, поступив в услужение богатой семье, заработать средства на своё содержание и помочь родителям. Сначала она жила у дяди, Михала Рапацкого, по ул.Кросьненской, 9, и работала у трёх францисканских терциарок. Поступая на эту работу, она поставила три условия, весьма необычные как для молодой девушки, а именно: время на ежедневную св.Мессу, посещение больных и умирающих, и возможность прибегать к услугам священника, который опекал общину Третьего францисканского ордена.
2 февраля 1923г., получив предложение из центра занятости, Хеленка пришла в квартиру владелицы продуктового магазина по адресу ул.Абрамовского, 29, Марцианны Садовской, которой нужна была помощь по уходу за тремя детьми. Когда та увидела в дверях элегантно одетую девушку – подумала, что она не подходит на роль служащей, и поэтому, чтобы приём на работу не состоялся, снизила оплату. Однако Хеленка не отступилась, приняла условия, поставленные её новой работодательницей, и поселилась у неё.
Марцианна Садовская вспоминала, что её дети очень любили Хеленку, потому что она рассказывала им сказки, и отлично вела домашнее хозяйство. Когда я уезжала из дома, – написала г-жа Садовская в воспоминаниях, – то была спокойна, поскольку она всё делала по дому лучше меня. Приятная, вежливая, трудолюбивая. Ничего против неё не могу сказать, так как всё было чрезвычайно хорошо. Так хорошо, что просто нет слов.
Хеленка не только вела домашнее хозяйство у госпожи Садовской и заботилась о её детях, но также помогала нуждающимся, которых в то время было немало. В том же доме, в каморке под лестницей жил одинокий, больной человек. Хеленка не только беспокоилась о том, чтобы принести ему еды и помочь в его нужде, утешить, но заботилась и о его спасении. Однажды привела к нему священника, чтобы он мог исповедаться и принять Святое Причастие. Как выяснилось, мужчина вскоре умер, но – уже примирённый с Богом, готовый встретиться с Ним.
Однажды Хеленку в доме по ул.Абрамовского посетила старшая сестра, Юзефа. Г-жа Садовская велела хорошо её угостить, взяв из магазина всё необходимое. Но Хеленка принесла только булки. Удивленная хозяйка спросила, почему девушка так скромно принимает свою сестру, – на что Хеленка ответила, что сейчас Великий Пост, и дома вся семья привыкла строго соблюдать пост в это время.
Эти эпизоды и характеристики работодателей говорят об огромной чуткости Хеленки к нуждам другого человека, о её усердии при выполнении своих обязанностей, о её доброжелательности к людям, радости, набожности, которую она никому не навязывала и которой не стыдилась. Как она верила, так и жила в повседневности.
2. В парке «Венеция»
В то время в Лодзи работали прислугой три сестры Ковальские, все в разных местах. Хеленка и Геня служили в домах, расположенных друг напротив друга по ул.Абрамовского, а Наталья – по ул.Наврот. Встречались они чаще всего по воскресеньям после св.Мессы в кафедральном соборе, чтобы пообщаться, ведь в течение недели на это не было времени. Кафедрал Лодзи (раннее церковь св.Станислава Костки), четвёртое по внушительности и величественности строение города, сооружённое в начале ХХ века, в 1920 году – после создания Папой Бенедиктом XV епархии Лодзи – был возведён в ранг кафедрального собора. Именно сюда на св.Мессы и молитвы приходила Хеленка Ковальская во время своего пребывания в этом городе.
Самое важное событие в тот период жизни Хеленки Ковальской произошло в парке «Венеция» (в настоящее время – парк Ю.Словацкого), основанном в конце XIX века владельцем мельницы, неким Рейхом. Парк охватывал территорию, на которой располагались пруды, соединенные каналами, питаемые водой из близлежащей реки Ясени. Именно поэтому парк назывался «Венецией». Это было место отдыха и организованных развлечений для жителей Лодзи и окрестностей. До обеда в нем играли дети; во второй половине дня на крытой эстраде-«раковине» играли оркестры, в летнем театре проходили спектакли, а вечером под танцевальную музыку и с различными аттракционами (в частности, прыжки с высокого трамплина в воду через огонь) развлекались взрослые.
На такой «бал», с входом по билетам, собрались три сестры Ковальские, их подруга Люцина Стшелецкая (в дальнейшем с.Юлита в Конгрегации сестер-урсулинок Сердца Иисуса Умирающего) и сам Иисус. Хеленка, по воспоминаниям своей сестры Натальи, была одета в розовое «кретоновое» платье, с такими оборками сбоку. Волосы зачесаны назад в толстую косу, а коса была толщиной в руку. [Хелена] была очень изящной и весёлой девушкой, и могла нравиться. Начав танцевать, – записала в дневнике Сестра Фаустина, – я внезапно увидела вблизи себя Иисуса, измученного, лишённого одежды, всего покрытого ранами, Который сказал мне следующие: «Доколе Я буду тебя терпеть, и доколе ты будешь Меня обманывать?» В тот момент смолкла приятная музыка, исчезло перед моими глазами то общество, в котором я находилась. Остались лишь Иисус и я. Под тем предлогом, что у неё болит голова, Хелена быстро покинула компанию и пошла в ближайшую церковь – кафедральный собор св.Станислава Костки. Там, несмотря на присутствие людей, она упала крестом перед Святыми Дарами и просила Господа сказать ей, что делать дальше. Немедленно поезжай в Варшаву, там вступишь в монастырь, – услышала она в ответ. Это событие повлияло на её решение о выезде из Лодзи.
Сегодня Хеленка Ковальская – св.Сестра Фаустина – является покровительницей города Лодзь. С такой просьбой выступил городской совет, и в 2005г. Папа Бенедикт XVI одобрил её, издав соответствующий декрет. В городе и храме про- водятся различные инициативы, не только с целью увековечивания мест, где побывала их Покровительница, но и для популяризации её жизни и миссии.
с. M. Эльжбета Сепак ISММ
Перевод: Натальи Корбецкой