Поначалу благочестивый культ Божьего Милосердия распространялся по образцу других подобных культов, в которых были весьма распространены литании, венчики и новенны. В такой форме его популяризовал вильнюсский исповедник с.Фаустины – блаженный отец Михал Сопочко. Теологическое основание этого культа в формах, завещанных самой св.Фаустиной, заложил только профессор о.Игнатий Ружицкий, который для нужд беатификационного процесса Апостолки Божьего Милосердия полностью исследовал ее «Дневник». Исследование показало, что этот культ основан на доверии Господу Богу, уповании на Него. Это – библейское определение веры как полного препоручения себя Богу, что на практике означает исполнение Его воли, выраженной в заповедях; обязательствах, налагаемых положением; заповедях блаженства и евангельских советах, либо в откровениях Святого Духа, распознанных в качестве таковых. Вторая необходимая составляющая этого культа – позиция действенного милосердия по отношению к ближним. С учетом этой позиции благочестивый культ Божьего Милосердия не может выродиться в поверхностную набожность и исполнение ритуалов, но вырабатывает в человеке евангельскую перспективу деятельной любви к людям. Полное доверие Богу и милосердие по отношению к людям – это фундамент, на котором основаны новые формы поклонения, полученные сестрой Фаустиной от Господа Христа. В их число входят образ Христа с надписью «Иисус, уповаю на Тебя», установление праздника Милосердия в первое воскресенье после Пасхи, Венчик Божьему Милосердию, Час Милосердия и распространение культа Божьего Милосердия. Критерием, выделяющим эти конкретные благочестивые практики из числа прочих, описанных в «Дневнике» святой сестры Фаустины, считаются обетования Господни, данные Иисусом не только сестре Фаустине (как в случае с воззванием «О Кровь и Вода» и новенной к Божьему Милосердию), но всем, кто практикует эти формы поклонения. Условием исполнения этих великих обетований служит следование упомянутым благочестивым практикам в духе культа Божьего Милосердия, в основании которого лежат доверие Богу и милосердие к ближним.