Тайна Божьего милосердия доступна для нашего познания лишь потому, что она открыта нам самим Богом и изложена в священных книгах Ветхого и Нового Заветов богодухновенными авторами. В истории мира, в жизни отдельных библейских персонажей и истории Избранного народа Бог неоднократно являл свою милосердную любовь, которая не только поднимает человека из греха, но и одаряет его бытием, и возносится над различными его слабостями и недостатками. А это значит, что Божье милосердие проявляется в каждом внешнем действии Бога – в одинаковой степени как творческом, так и спасительном. Всё, что Бог делает для человека, служит выражением Его милосердной любви.
Для описания многообразного действия милосердия Триединого Бога в Ветхом Завете употребляется множество терминов, каждый из которых подчёркивает некий аспект этой великой тайны нашей веры. Чаще всего (более двухсот раз) в качестве еврейского обозначения милосердия выступает слово hesed. Оно содержится в Пятикнижии, исторических книгах, книгах премудрости, особенно же в псалмах и у пророков, в частности, в контексте Завета, заключенного между Богом и Избранным народом. Это слово означает верную любовь, всегда оказывающую доброту и милость. Понятие hesed соединяет такие черты Божьего милосердия, как верность себе самому (и вследствие этого – союзу, заключённому с человеком) и любовь как ответственность. На страницах еврейского Писания также более 30 раз встречается выражение hesed weemet, то есть милость и верность.
Богодухновенные авторы весьма часто использовали также слово rahamim (происходящее от rehem – «материнское лоно»), которое подчёркивает определённые свойства, характерные для женской и материнской любви. Это слово подразумевает предельный накал самых нежных чувств. Оно говорит о наиболее полном включении человека в милосердную помощь другим, подразумевающем в том числе и слёзы сострадания. Это любовь, данная даром, незаслуженная, исходящая из потребности сердца, в некотором смысле из «принуждения» сердца; этой любви свойственны доброта, чувствительность, терпеливость, понимание или же готовность прощать. Наиболее глубоко эту мысль выражают слова Книги пророка Осии (11,8), являющиеся исповеданием любви Бога по отношению к неверному Ефрему.
Тайну Божьего милосердия выражают также и иные слова. Hanan обозначает отношение постоянное, благожелательное, милостивое и великодушное. Слово hamal (буквально – помилование поверженного врага) выражает такую черту милосердия, как свидетельствование снисхождения, сочувствия, прощения и освобождения от вины. Похожим значением обладает слово hus, выражающее сочувствие и сострадание прежде всего именно как чувство. Иногда также появляется слово hen, означающее доброту и благожелательность по отношению к другим, в частности по отношению к ближним, пребывающим в тяжёлой ситуации.